Управляющая компания «Жилкомсервис», в ведении которого находится несколько жилых домов в Красноглинском районе, обратилась в судебные инстанции с исковым заявлением по факту несоблюдения муниципальным предприятием «Единый информационно-расчетный центр» пунктов соглашения, касающихся перечисления платежей населения за коммунальные услуги. Эксперты считают, что этот прецедент крайне показателен для новой системы ЖКХ.
Конференц-зал Городской думы Самары, где состоялось очередное заседание комитета по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ, стал «рингом» для выяснения отношений между представителями УК «Жилкомсервис» и горадминистрации – департаментов городского хозяйства и экологии и финансов, в ведении которых находится деятельность МП «Единый информационно-расчетный центр».
Причина спора заключается в следующем. По мнению управляющей компании «Жилкомсервис», муниципальное предприятие «ЕИРЦ» нарушило договорные отношения в пункте, касающемся порядка расчета за предоставленные коммунальные услуги между собственниками жилых помещений, УК и поставщиками.
Дело в том, что одна из функций ЕИРЦ – сбор и распределение платежей граждан за предоставленные коммунальные услуги. Эта структура была образована с целью сохранения средств граждан и исключения возможности расхищения денежных средств неблагонадежными УК. На этом основании с каждой управляющей компанией, работающей в нашем городе, заключается агентский договор, по которому «ЕИРЦ» должен ежедневно проводить расщепление и перечисление поступивших денежных платежей от населения. И предоставлять УК подробный реестр этих платежей.
По словам финансового директора УК «Жилкомсервис» Людмилы Канаревой, нарушать условия агентского договора «ЕИРЦ» начал еще в марте 2010 года, когда распределение и перечисление денежных средств стали осуществляться несвоевременно. «ЕИРЦ» систематически на каждое первое число месяца оставлял деньги (от 2 до 5 млн рублей) на своем расчетном счете, которые затем расщеплялись и зачислялись со срывом всех поставленных сроков. Кроме того, муниципальное предприятие допускало нарушения при расщеплении платежей. К примеру, в марте за жилищные услуги, содержание и ремонт жилья «Жилкомсервис» недополучил около 2 млн 80 тыс. рублей. Зато в этом же месяце «ЕИРЦ» переплатил «Самараводканалу» 1 млн 480 тыс. рублей и СУТЭК, поставляющему тепло, еще 939 тыс. рублей. Но «ЕИРЦ» является только агентом, поэтому обязан согласовывать все свои действия по распределению денег собственников жилья с нами», – считает г-жа Канарева.
Сегодня, по информации представителей «Жилкомсервиса», общая задолженность «ЕИРЦ» перед УК составляет около 9 млн рублей. «Мы неоднократно обращались в «ЕИРЦ» за разъяснением ситуации, писали претензии, просили не нарушать договорные обязательства. В ответ «ЕИРЦ» вообще перестал предоставлять нам регистры платежей. Сейчас у нас вообще нет никакой информации о расчетах, которые идут напрямую через «ЕИРЦ» с поставщиками коммунальных услуг, не ясно, сколько денег поступило в адрес «Жилкомсервиса», – добавляет Людмила Канарева. В результате у УК образовался значительный долг по заработной плате перед собственными работниками и невыплаты за предоставленные услуги перед поставщиками.
Руководитель департамента финансов Дмитрий Войнич мотивировал прекращение перечислений денежных средств на счет «Жилкомсервиса» следующим образом: «По имеющимся у меня сведениям, а их можно считать проверенными и достоверными, «ЕИРЦ» приостановил поступление средств в УК, поскольку деньги от «Жилкомсервиса» перестали доходить по целевому назначению, то есть до контрагентов – непосредственно поставщиков услуг. Сейчас мы вынуждены находить варианты и расплачиваться с некоторыми контрагентами напрямую, как это делается по теплу и воде, – объясняет г-н Войнич. – Почему еще на тот момент, когда средства систематически поступали на счет «Жилкомсервиса», деньги перестали доходить до поставщиков – другой вопрос».
Как объяснил руководитель департамента городского хозяйства и экологии Константин Шухов, расчеты с «Жилкомсервисом» были приостановлены, поскольку в департамент поступила информация о том, что по инициативе жильцов произошла смена управляющей компании. «Чтобы избежать повторения прошлогодней ситуации, когда в результате смены УК в некоторых домах Ленинского района долги предыдущей управляющей компании перевесили на вновь избранную, департамент городского хозяйства также посчитал необходимым приостановить платежи «Жилкомсервису», – рассказывает Константин Шухов.
Кроме того, руководитель департамента сообщил, что работы по текущему ремонту в указанный период времени УК «Жилкомсервис» не выполнялись. Об этом свидетельствуют протоколы от жильцов и администрации Красноглинского района. «Более того, мы столкнулись с ситуацией, когда для погашения субсидий, находящихся на арестованных счетах «Жилкомсервиса», пришлось прибегать помощи налогового инспектора, прокурора. Иначе СУТЭК просто не мог расплатиться с поставщиком за газ», – добавляет г-н Шухов.
Информацию об аресте счетов и банкротстве представители УК «Жилкомсервис» опровергают, а факт смены управляющей компании считают незаконным. По мнению Людмилы Канаревой, увод домов из-под управления УК «Жилкомсервис» прошел с нарушением законодательства: «Жители домов неоднократно обращались к нам с жалобами, что о переходе под управление УК «Мой город» их не уведомляли. Есть подтверждения, что подписи жильцов были сфальсифицированы», – рассказал г-жа Канарева. Решение городского департамента имущества о передаче управления домами управляющей компании «Мой город» оспорено в суде первой инстанции.
По всей видимости, судебная тяжба по этому вопросу будет продолжаться еще долго. Страдают от этого в первую очередь жильцы домов, борьба за которые ведется между управляющими компаниями больше полугода.
Более того, единичный случай рискует перерасти в массовое явление. «Сейчас заканчиваются договоры с теми управляющими компаниями, которые были назначены по результатам торгов. Естественно, жители части домов захотят сменить назначенную УК и самостоятельно выбрать ту компанию, которая будет заниматься их жильем. Поэтому история, подобная этому конфликту, наверняка повторится еще не раз», – считает депутат гордумы Алла Демина. Поэтому городским властям необходимо как можно скорее разработать и разъяснить жителям города и управляющим компаниям четкий регламент действий при передаче функций от одной УК к другой.