Непростую задачу по развитию и благоустройству самарских парков городские власти собираются переложить на плечи частных инвесторов. Пять из восьми зеленых площадок областной столицы отдадут под управление бизнесу в рамках частно-государственного партнерства. Но, не заручившись поддержкой властей, вкладывать деньги в подобные объекты не рискнет ни один инвестор.
В середине июня на заседании профильного комитета городской думы народные избранники обсудят проект целевой программы на 2011-2015 годы, направленной на сохранение и благоустройство существующих городских парков. Но уже сегодня появившаяся в распоряжении общественности информация о содержании документа вызывает массу обсуждений и вопросов.
В ведомстве муниципального предприятия «Парки города Самары» находится девять объектов: восемь парков и один сквер. По проекту целевой программы предполагается, что только три парковых площади областной столицы – Струковский сад, Воронежские озера и парк им Щорса – будут финансироваться из городской казны. Оставшиеся пять парков – им. Гагарина, «Дружба», «Молодежный», 30-летия Победы, 50-летия Октября – передадут под управление частным инвесторам на основе концессионного соглашения. Такая форма взаимоотношений сегодня подразумевает под собой частно-государственное партнерство. «Есть ресурсы, которые государство не может продать в силу каких бы то ни было законодательных ограничений или сдать в аренду из-за неэффективности или по причине социального или оборонного назначения объектов. В таком случае частично полномочия по управлению такими активами могут передаваться частному капиталу», – рассказывает директор самарского представительства юридической компании «Яковлев и партнеры» Денис Герасимов.
Пока эксперты затрудняются предположить, каким образом будет выстраиваться взаимодействие городских властей и инвесторов в рамках концессионного соглашения. Вообще, договор коммерческой концессии предполагает передачу в пользование интеллектуальной собственности – зарегистрированного товарного знака, бренда, логотипа и т.д. В случае же если речь идет о передачи в управление парков, механизм взаимодействия между властями и бизнесом может строиться на принципах, сходных с теми, что применяются при концессии в сфере ЖКХ. Когда частным структурам передаются полномочия по содержанию и развитию коммунальных предприятий, объектов инфраструктуры и т.д.
Скорее всего, по сути своей, договор о передаче в концессию парков Самары будет строиться на принципах соглашения об аренде территорий. «Инвестор получает парк в свое управление, обязуется содержать, благоустраивать и вкладывать деньги в его развитие. Взамен доходы от эксплуатации самого парка и объектов на его территории поступает на счет предприятия. При этом часть полученных средств в оговоренных в договоре размерах перечисляется в городскую казну», – рассказывает заместитель директор УК «Эл-Траст» Вячеслав Рандаев.
В итоге, такое совместное управление может повысить эффективность от их эксплуатации парков. Такая передача полномочий, очевидно, выгодна администрации города: тратить деньги на сохранение, благоустройство и развитие зеленых площадок будет инвестор, а городская казна будет пополняться взносами за эксплуатацию. При этом пока остается не ясным, чем участие в подобном проекте должно заинтересовать бизнес, поскольку очевидно, что речи о высокой прибыльность городского парка как предприятия речи не идет. «Развитие парков и других социально значимых центров отдыха и развлечений требует колоссальных вложений. Естественно, бизнес будет заинтересован в таких инвестициях только в том случае, если они будут «отбиваться». Естественно, без активного участия государства окупаемость таких проектов практически не реальна», – считает начальник отдела исследования рынка УК «Молл Менеджмент» Дмитрий Баранов.
В частности, считает Вячеслав Рандаев, государство в лице муниципалитета может пойти на уступки в плане снижения арендных платежей за пользование парковыми территориями для управляющей компании. «И как только город пойдет на это, у самарского бизнеса наверняка появится интерес к такого рода предложению», – отмечает г-н Рандаев. При этом, в качестве инвесторов могут выступить не только крупные инвест-структуры, но и небольшие частные предприятия. К примеру, уже сегодня площади в парке Гагарина предоставляются в аренду отдельным индивидуальным предпринимателям под установку аттракционов и кафе. «Чисто теоретически они могут объединиться в одно юридическое лицо и взять в парк под совместное управление», – добавляет эксперт.
В какую сумму в конечном итоге обойдется для инвесторов управление парками, определить довольно сложно. «Если ориентироваться на арендные ставки, по которым муниципалитет сдает земельные участки коммерческим структурам для целей, несвязанных со строительством, то цена одного квадратного метра может варьироваться от 20 до 80 тыс. рублей в месяц», – рассказывает заместитель директора Поволжского Центра Развития Андрей Савельев.
Чем сразу испугал проект городской администрации широкую общественность, так это тем, что огромные парковые территории, засаженные зелеными насаждениями, потенциально оказываются под угрозой застройки. По мнению экспертов, этого вполне можно избежать, если подробно прописать в договоре концессии все возможные условия и ограничения действий частных инвесторов. Во-первых, стоит понимать, что концессия не предполагает смены зонирования территорий парка, поэтому, прежде, чем получить разрешение на строительство, компании придется пройти через публичные слушания, комитеты городской думы и т.д., на которых подобная инициатива может вызвать ярый общественные резонанс. Во-вторых, инвестор, получивший право управления парком, вовсе не становится собственником территорий. Право собственности в любом случае остается за городом. В частности, поэтому не может быть установлена и плата за вход в муниципальный парк.
«Тем не менее, ряд рисков нарушений федерального законодательства при соглашении может остаться. Поэтому, я убежден, что составление такого концессионного договора должно проходить под бдительным вниманием не только общественности, но надзорных органов», – отмечает Денис Герасимов.
Хотя подобного рода концессионные соглашения связаны с высокими рисками не только для государства, но и для частных инвесторов. Дело в том, что частно-государственное партнерство до сих пор практически не регламентируется законодательно. Причины заключаются в том, что стороны договора (в данном случае, муниципалитет и инвестор) находятся в неравном положении. В случае срыва обязательств со стороны государственных структур, частный инвестор рискует безвозвратно потерять все свои вложения.