Развивать застроенные территории в Самаре инвесторы не хотят. Об этом говорит крайне ее высокая активность бизнеса в аукционах и конкурсах, проводимых горадминистрацией. Видимо, многим самарцам пока не светит переехать из своих полуразвалившихся лачуг в новое современное жилье.
Департамент строительства и архитектуры Самары отчитался по итогам реализации в 2009 году целевой программы развития застроенных территорий областной столицы. Основная задача, которую поставила перед собой городская администрация, – решить проблему с ветхим и аварийным жилым фондом. В Самаре насчитывается около 282 тысяч квадратных метров ветхого и аварийного жилья, которое, без преувеличений, с каждым днем становится все менее пригодным.
За прошлый 2009 год администрация города провела 20 аукционов на право развития застроенных территорий. Заключением договоров с инвесторами закончились только девять.
Общая сумма контрактов составила 16 млн 650 тысяч рублей. Но в доходную часть бюджета поступило пока только 9 млн 450 тысяч рублей. Общая площадь территорий, подлежащих застройке, по итогам заключенных в 2009 году договоров составила 22,81 га. При этом, на предоставленных участках строителям придется снести ветхие дома и расселить жильцов с более чем 80 тысяч квадратных метров жилья. По прогнозам департамента строительства, в результате реализации на этих территориях проектов, площадь нового жилья ориентировочно составит около 430 тыс. кв. м.
Заданные только в прошлом году объемы исполнения программы позволили бы сократить размеры аварийного фонда в Самаре больше чем на треть. Но каких-то конкретных результатов на ветхом фронте работ пока так и нет. «Программа развития застроенных территорий идет крайне не эффективно», – считает депутат гордумы, председатель комитета по вопросам строительства, имущественным и земельным отношениям Александр Шатохин. В частности, 14 аукционов за весь 2009 и начало 2010 года прошли в холостую. «Торги признаны не состоявшимися из-за отсутствия заявок и низкой инвестиционной привлекательности развития застроенных территорий. По заключенным договорам работы не ведутся практически ни по одному. А по заключенным договорам до сих пор не согласован ни один проект планировки территории. Как итог – не запроектировано и не построено ни одно квадратного метра жилья. Кроме того, по заключенным договорам цена права развития территорий до сих пор не оплачена (или оплачена только частично) победителями аукционов. Считаю, что программа в том виде, в котором она работает сейчас, не только неэффективна, но и убыточна» , – добавляет г-н Шатохин.
По мнению депутатов, отсутствие активности со стороны строителей и инвесторов объясняется непосильными для большинства условиями выполнения договора. Как сообщил Александр Шатохин, рентабельность по любой из предложенных площадок составляет не более 7% при сроке реализации проекта 5-6 лет. «Это заведомое банкротство для любой организации: муниципальной, автономного учреждения, и уж, тем более, частной коммерческой», – добавляет депутат.
Сегодня практически все самарские застройщики приостановили работы над новыми проектами и пытаются закончит уже старые. Поэтому и осваивать площадки, имеющие серьезные обременения в виде ветхого жилого фонда, который, прежде чем начать строительство, необходимо куда-то расселить, большинству инвесторов просто не под силу.
«Пока система открытых конкурсов и аукционов в Самаре практически не заработала. Новый градостроительный кодекс вступил в силу в 2006 году. Пару лет городские и областные власти готовились к работе по новым правилам. А потом грянул кризис. И интерес у большинства инвесторов к крупным масштабным комплексным застройкам пропал. К тому же, на территории города практически не осталось свободных земельных участков. А старые кварталы с ветхим жилым фондом – отдельная головная боль для строителей – сносить, расселять, прокладывать и реконструировать коммуникации», – комментировал сайту Dom63.ru директор по экономике и финансам ГК «Материк» Сергей Рыжков.
По мнению экспертов, программа развития застроенных территорий заработает эффективно только в том случае, если городские и областные власти будут оказывать всяческое содействие заинтересованным инвесторам и возьмут на себя часть дорогостоящих и долгих бюрократических процедур в части оформления проекта планировок, определения технических условий, межевание земельных участков, подготовки коммуникаций и так далее. А до этих пор число очередников на расселение из ветхого жилого фонда в Самаре будет продолжать расти. Тем более что уже совсем скоро объем аварийных домов в городе станет критическим: заканчиваются сроки эксплуатации «хрущевок».