Президент РФ Дмитрий Медведев подписал поправки, которые лишают муниципальные органы власти полномочий в определении тарифов ЖКХ. Эта и ряд других мер должны будут остановить произвольный рост расценок на коммунальные услуги в стране.
По данным Росстата, за первое полугодие тарифы ЖКХ в российских регионах в среднем увеличились на 12%. Задачу разработать комплекс мер, позволяющих сдерживать произвольный рост тарифов, президент РФ Дмитрий Медведев поставил перед законодателями еще в начале этого года. Итогом работы парламентариев стал закон о поправках, затрагивающих ряд нормативных актов, регулирующих сферу ЖКХ. Законопроект вступил в силу после того, как был принят Госдумой, одобрен Советом Федераций и подписан президентом РФ.
Поправки, внесенные в Жилищный кодекс, связаны с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилье и коммунальные услуги. Для контроля за сферой ЖКХ власти планируют создать единую государственную информационную систему обеспечивающую оперативный сбор и обработку информации об устанавливаемых тарифах, надбавках организаций коммунального комплекса и нормативах потребления коммунальных услуг. Параллельно с этим в кодексе РФ об административных правонарушениях прописывается ответственность за непредставление или заведомо недостоверное предоставление этих сведений в областной орган, уполномоченный в регулировании тарифов.
Одно из наиболее значительных изменений коснется полномочий органов местного самоуправления. Подписанные президентом РФ поправки лишают муниципалитеты прав на установление нормативов потребления коммунальных услуг и регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Отныне эти полномочия передаются на уровень субъектов РФ, то есть областным властям.
В Самарской области ситуация с бесконтрольным ростом тарифов ЖКХ уже достаточно давно вышла из под контроля: «За последние четыре года повышение тарифов, в частности по Самаре, происходило совершенно стихийно и без каких бы то ни было логических обоснований. Только по «Самараводоканалу» тарифы на водоснабжение подскочили на 60%, а по водоотведению – на 30-40%», – комментирует депутат гордумы, председатель комитета по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ Владимир Сюсин. По мнению эксперта, причины этого в первую очередь кроются в разобщенности полномочий между областными и городскими властями. «Ситуацию в сфере ЖКХ, сложившуюся в Самаре, можно сравнить с земельными отношениями, когда за выделение земельных участков ответственность несет область, а разрешение на строительство – горадминистрация. В результате такой неразберихи застройка города идет хаотично», – проводит параллель депутат Сюсин. «Коль скоро на субъект федерации возложены полномочия по установке минимальных и максимальных предельных индексов, то и определение тарифов и нормативов в ЖКХ необходимо закрепить за областными властями. Безусловно такая консолидация обязанностей пойдет на пользу и позволит более жестко контролировать изменения расценок на коммунальные услуги», – считает Владимир Сюсин.
Поддерживает внесенные поправки и председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Общественной палаты Самарской области Виктору Часовских. Установленный муниципальными властями Самары норматив потребления горячей воды составляет 3,7 кубических метров на одного человека в месяц, холодной – 7,9 кубических метров, тепла – 0,024 Гкал на 1 кв. м жилплощади. «Опыт установки приборов учета, доказал, что эти нормативы довольно сильно завышены. Дело в том, что муниципалитеты устанавливают эти нормативы по договоренности с поставщиками. По сути, городские власти должны самостоятельно просчитывать эти показатели, но этого не происходит», – рассказывает Виктор Часовских. Передача полномочий по установке нормативов и тарифов ЖКХ на уровень региональных властей приведет к более жесткому контролю за поставщиками, и соответственно, к снижению расценок на коммунальные услуги.