Установившаяся в регионе пожароопасная ситуация привела в всплеску спроса на страхование жилой недвижимости от пожаров. Однако, по мнению аналитиков рынка, далеко не все страховые компании готовы обезопасить клиентов от «горящих» рисков.
Вопрос, как обезопасить свой дом и вложенные в него капиталы от неуправляемой стихии огня, стал для жителей России в целом и Самарской области в частности особенно актуален этим жарким и небезосновательно признанным пожароопасным летом.
Риск потери или нанесения вреда недвижимости в результате возникновения пожара страховщики оценивают как один из наиболее опасных. Поэтому при комплексном страховании имущества от потери или нанесения вреда цена страховки именно от «горящих» рисков составляет основную часть от общей стоимости полиса. «В отличие от затоплений и прочих рисков, разрушения которые наносит строению пожар, зачастую оказываются тотальными», – рассказывает владелец страховой компании «Страховой советник Кокорев» Олег Кокорев.
«Застраховать от рисков можно только объект (конструктив) либо объект вместе с отделкой. Кроме того, существуют виды страхования, когда от рисков потери и нанесения вреда страхуется не только сам дом, но и имущество, находящееся в нем», – рассказывает директор самарского филиала страховой группы МСК Елена Алексеева. При этом далеко не во всех страховых компаниях соглашаются страховать исключительно риск возникновения пожара. Обычно, этот риск входит в пакет комплексного страхования, который в среднем обходится от 0,5 до 0,7% от страховой суммы (стоимости объекта без учета стоимости отделки и имущества).
Существуют и отдельные страховые полисы, которые позволяют застраховать недвижимость исключительно от риска причинения вреда в результате пожаров. Стоимость их варьируется в зависимости от характеристик самого строения. Особенно подвержена риску возгорания загородная недвижимость и индивидуальные жилые дома. «Минимальный тариф страховки для строений, расположенных в сельской местности, составляет 0,3% от стоимости дома», – делится данными г-н Кокорев. Цена полиса может увеличиться в зависимости от конструкции самого дома (использовались при его строительстве деревянные элементы и перекрытия), возраста строения, удаленности населенного пункта от районных противопожарных служб и т.д. Риски возгорания оцениваются выше и в том случае, если собственник живет в своем загородном доме лишь временно, к примеру, в летний период, а все остальное время недвижимость попросту пустует. «Максимальная цена страховки для подобных сооружений может составлять 1,5-2% от стоимости дома», – отмечает Олег Кокорев.
Застраховать квартиру в многоэтажном жилом доме, расположенном в городе, для собственника будет гораздо дешевле – от 0,1% от стоимости квартиры без отделки.
К страхованию коммерческой недвижимости собственники прибегают гораздо чаще. Тарифы на страхование от пожаров бизнес-объектов гораздо ниже, чем для жилых зданий. Дело в том, что эксплуатация коммерческой недвижимости изначально предусматривает соблюдение более жестких требований пожарной безопасности. В частности, большинство таких объектов оснащено противопожарной сигнализацией, что значительно снижает риски возникновения пожаров. Минимальная цена страхового полиса для коммерческой недвижимости составляет 0,01% от стоимости объекта.
Напряженная обстановка в регионе, сложившаяся в связи с природными пожарами, заметно повысила спрос на страхование от пожаров. «Впервые за долгое время можно отметить заинтересованность клиентов в этом виде страхования. Однако большинство страховых компаний, представленных в нашей области, попросту оказались не готовы к наплыву подобных клиентов», – рассказывает Олег Кокорев. Более того, по словам эксперта, некоторые региональные страховщики установили ряд заградительных барьеров и объявили об отказе страховать недвижимость в тех районах, где установилась наиболее неблагоприятная пожароопасная ситуация. «Дело в том, что в связи с обострившейся пожароопасной ситуацией, страховщики также пытаются обезопасить свои активы. В частности, в нашей компании был введен повышающий коэффициент на страхование объектов, расположенных в некоторых районах области», – поделилась г-жа Алексеева.
По мнению директора филиала ОСАО «Ингосстрах» в Самаре Татьяны Зиминой, страхование загородной недвижимости, когда чрезвычайная ситуация в регионе уже объявлена и пожары бушуют, не является панацеей. «Необходимо понимать, что в такое время риск наступления страхового случая приближается к 100% и, таким образом, логично, что стоимость страхового полиса должна стремиться к стоимости страхуемого объекта недвижимости. Это правила страхования, действующие по всему миру. Надежно защищены от пожаров не те собственники, которые побежали страховать свои дома две недели назад, те, кто имеют регулярную страховую защиту своей недвижимости. Таких, увы, не так много», – отмечает г-жа Зимина.
Подобное нежелание страховщиков воспользоваться моментом эксперты объясняют сложностью самой процедуры страхования недвижимости. Чтобы застраховать объект, агенту не достаточно просто выписать полис. Необходимо правильно оценить не только сам объект, но и риски, которым он может быть подвержен. По мнению Олега Кокорева, повышенный интерес клиентов к страхованию от пожаров сохранится в Самарской области буквально месяц – до конца сентября, и утихнет вместе с жарким летним сезоном.