Как и всякий ремонт, а тем более такой глобальный, как реконструкция Самарского академического театра оперы и балета стала настоящей эпопеей, за которой с интересом следили не только ценители прекрасного, но и простые жители города. О том, как преобразился любимый для многих самарцев театр, рассказал в интервью сайту Dom63.ru главный художественный руководитель Самарского академического театра оперы и балета, заслуженный артист России Михаил Губский.
– Михаил Анатольевич, насколько мне известно, реконструкция театра проходила в несколько этапов. Расскажите, с чего начался этот глобальный ремонт?
– Полномасштабная реконструкция театра оперы и балета началась четыре года назад. Но еще до этого, в 2001 году, строители приступили к возведению пристроя, который выходит на улицу Галактионовскую. Два отдельно стоящих здания – корпус для хранения декораций и производственный корпус – соединили. В результате получились хорошие гримерные помещения, оснащенные отдельным душем и туалетами, системами кондиционирования и пожаротушения. Затем глобальная реконструкция прошла в левом, административном, крыле здания. Причем строители не просто отремонтировали, а произвели полную перестройку этой части театра: переделали крышу, усилили, начиная с самого фундамента, стены, заменили все перекрытия между этажами, поменяли старую электрическую проводку. Кроме того, теперь все помещения театра оборудованы новыми системами кондиционирования и воздухоотводов. В ходе реконструкции полной замене подверглись все коммуникации, водопровод, отопление.
Преобразились в театре и различные репетиционные помещения. Теперь оснащение балетных классов полностью соответствует современным требованиям -–начиная с покрытия полов и заканчивая новым освещением и кондиционированием. Для актеров балетной труппы наконец-то оборудованы просторные раздевалки, отдельные гримерные, достаточное количество душевых. Преобразились и репетиционные классы хоровой и хореографической школ.
– Конечно, всех поклонников оперы больше всего волнует вопрос, как преобразился зрительный зал театра оперы и балета?
– После завершения основных работ в левом крыле строители приступили к реконструкции основной центральной части Театра оперы и балета. Несмотря на то, что проводились работы только по реставрации и восстановлению, интерьер изменился существенно. Особенно сильно изменился облик зрительного зала. Он стал выше, поменял свою конфигурацию. После реконструкции зал обрел форму настоящего «оперного колодца». В зрительном зале появились ярусы. Сама архитектура зала рассчитывалась исходя из требований инженеров-акустиков, которые на протяжении всей реконструкции работали и сейчас продолжают работать в инженерно-акустической лаборатории. Они регулярно проверяют качество и особенности распространения звука по залу. Буквально 20 августа специалисты проводили исследования, замеры и очень хорошо оценили акустические характеристики зала. Конечно, небольшие замечания у инженеров остались, но их легко исправить с помощью специальных экранов, которые устанавливаются за плафоном и корректируют акустику благодаря тому, что поглощают отдельные частоты. Помимо замеров, произведенных специальными приборами, во время одного из очередных исследований инженеры попросили оркестр сыграть и на сцене, и в оркестровой яме. Поучаствовать в проверке акустики довелось также солистам и хору. В целом звук понравился не только инженерам, но и артистам театра.
Не менее важно и то, что в ходе реконструкции театра, удалось полностью обновить сценическую технику. Управление всеми инженерными и техническими устройствами, отвечающими за смену декораций и сценического оформления, отныне полностью компьютеризировано. Нашим сотрудникам еще предстоит разбираться и заново обучаться тому, как все это работает.
Основные цвета, использованные в декоре зрительного зала, традиционные – белый и алый. Благодаря позолоте, которую оформители применили в интерьере, зал обрел особую торжественность, но в то же время дизайнерам удалось избежать излишней помпезности. На мой взгляд, получилось очень красиво.
Что не менее важно, зрительный зал оборудован очень качественной системой кондиционирования. Под каждое кресло подводится отдельный воздуховод, через который осуществляется вытяжная вентиляция. Это позволяет дополнительно кондиционировать воздух, если в помещении становится очень жарко и душно. Теперь в любую, даже самую жаркую погоду зритель будет чувствовать себя комфортно в нашем зрительном зале.
– Насколько мне известно, изначально при строительстве здания Театра оперы и балета не были соблюдены технические условия для создания правильной акустики в зрительном зале. Удалось ли исправить эти нарушения во время реконструкции?
– Честно говоря, не знаю, о каких недостатках в акустике старого зала идет речь. Лично мне в старом зале пелось очень хорошо, никогда никакого дискомфорта по этому поводу я не испытывал. И даже когда слушал, никаких особых недостатков не замечал. На самом деле, если бы у театра действительно были серьезные проблемы с акустикой, Большой театр выбрал бы в качестве места для эвакуации не Куйбышев, а другой город. Например, Челябинский оперный театр, который только-только отстроили к тому моменту. Но Большой театр разместился во время Великой отечественной войны именно здесь, в Куйбышеве. А скольких известных исполнителей принимала сцена Театра оперы и балета! И никто не выражал своего недовольства по поводу звучания. Как и в любом оперном зале, в старом зале были места, где звуковые волны как-то неудачно распространялись. В нашем зале звуковой «провал» наблюдался где-то на уровне восьмого ряда партера – и все. А в остальных частях зала хорошо слышалось и виделось прекрасно. С любого зрительного места открывался обзор на сцену – даже с балкона. Поэтому я бы никогда не стал ругать старый зрительный зал. Напротив, я благодарен ему, поскольку ставший привычным масштаб сцены и зрительного зала позволили мне без особых опасений выступать в зале Большого театра.
– Как известно, всякий театр начинается с вешалки. Что изменилось в театральном фойе и других зонах, где зрители могут провести время в ожидании начала представления?
– Фойе театра изменилось полностью. Думаю, что наши постоянные зрители не узнают его. В частности, специально для удобства гостей театра на цокольном этаже, который раньше никогда не использовался, сделана новая рекреационная зона для зрителей, оборудованная комнатами для переодевания, зеркалами, туалетными помещениями. В этих комфортных условиях зрители смогут привести себя в порядок перед началом спектакля. Из рекреационной зоны посетитель может сразу попасть в фойе первого, второго или третьего этажа. Все фойе также приведены в порядок: отреставрированы колонны, уложен новый паркет, сделаны новые витражи.
– Театр оперы и балета относится к зданиям и помещениям массового пребывания людей. Предусмотрены ли необходимые меры пожарной безопасности?
– Да, конечно, строители уделили особое внимание вопросам пожарной безопасности. Более того, после того, как были ужесточены законодательные требования по обеспечению пожарной безопасности, специалистам пришлось еще раз переделывать противопожарную систему в полностью готовом левом крыле, чтобы его техническое оснащение соответствовало новым нормам, соблюдение которых строго контролирует пожарная инспекция. Была установлена сигнализация, которая должна своевременно уведомлять об отдельных очагах возгорания, отсекающие огнезащитные экраны, которые автоматически опускаются и не дают огню распространиться за пределы одного помещения. Инженеры по пожарной безопасности предусмотрели и несколько способов тушения огня. Кроме того, специалисты разработали несколько путей эвакуации и позаботились об эвакуационных выходах. Это позволяет надеяться, что в случае непредвиденных ситуаций люди смогут быстро и безопасно покинуть здание театра, и никто не пострадает.
– В процессе реконструкции театра в СМИ неоднократно появлялись сообщения, что во время проведения работ были утеряны некоторые предметы интерьера, относящиеся к произведениям искусства. Так ли это?
– Никаких ценных артефактов потеряно не было. Что касается люстры, о которой так много писали, то изначально она, может быть, и была сделана в 1937 году руками заключенных из стеклянных пепельниц. Но во время генерального ремонта, который прошел в театре в 1970-ых годах, эту люстру полностью переделали. Специалисты провели экспертизу на предмет работоспособности люстры. Оказалось, что она была уже не пригодна к эксплуатации. Сохранять её было просто невозможно. Да и пристроить старую люстру к новому технически современному плафону было нельзя. Вместо старой люстры появилось пять новых, которые освещают каждый из ярусов. Поэтому было принято решение утилизировать старую люстру. Остальные же люстры, которые украшали фойе никто не выкинул и в металлолом не сдал. А о каких еще ценных артефактах и произведениях искусства может идти речь, я не знаю. Ни одной картины не висело на стенах театра. А все ценные элементы интерьера реставраторы восстановили. В частности, полностью отреставрировали фигуры на фронтонах. Женщина сохранилась неплохо, а вот мужчину пришлось заменить – сделать точную копию. Дело в том, что, когда реставраторы приступили к работе, скульптура начала буквально рассыпаться. Она же была сделана из обычной арматуры и бетона. Помимо знаменитых скульптур мужчины и женщины реставраторы восстановили барельефную композицию, которая размещается на крыше. Более того, строители полностью сохранили и не изменили цвет облицовки стен. Исконную штукатурку, имитирующую фактуру натурального камня, просто хорошенько почистили и привели в порядок.
– Как много специалистов принимало участие в реконструкции Театра оперы и балета?
– Заказчиком работ выступает министерство культуры Самарской области, а непосредственно исполнение и контроль за ходом реконструкции закреплены за областным минстроем. В качестве основной подрядной организации, выигравшей конкурс на выполнение полного цикла работ, выступает проектно-конструкторская мастерская «Русич», входящая в ГК «Уран». Они готовили проект, они же будут заканчивать работу. Очевидно, что одна компания просто не смогла бы выполнить то количество и тот спектр различных видов работ, которые необходимо было произвести в театре. Поэтому компания «Русич» нанимала субподрядчиков, различных специалистов. В реконструкции театра принимали участие целые группы реставраторов и декораторов. Отдельную организацию нанимали для исполнения всей сценической техники и сценического пространства. Чтобы уложить новый королевский паркет, украсивший одно из фойе, также потребовалось пригласить специалистов. Несколько организаций участвовали в торгах на поставку люстр и осветительных приборов. Отдельная группа мастеров занимались позолотой и работой с сусальным золотом. Были приглашены специалисты, которые оформляли храм Христа Спасителя в Москве. Вообще, география участников проекта реконструкции театра оперы и балета обширна. А сколько интересных мастеров было задействовано в реконструкции! Конечно, средства были потрачены немалые, но я убежден, что они были потрачены не зря.
– Какие еще работы предстоят строителям до завершения полной реконструкции?
– Основной этап реконструкции театра подходит к концу. Но ни в коем случае нельзя говорить, что здание готово полностью. Еще предстоят всевозможные доводки, цикл пуско-наладочных работ, «обкат» нового оборудования. Новый зал, новая сцена, новая техника – со всем этим нам еще предстоит научиться работать. И на это потребуется еще масса времени. Впереди также запуск второй очереди театра. Сейчас строители приступают к реконструкции правого крыла, где, помимо больших репетиционных помещений, будет размещаться вместительный служебный буфет. Сегодня штат театра увеличился до 900 человек. И просто необходимо обеспечить всех сотрудников комфортными условиями для работы. Порой в театре люди проводят целые сутки, особенно когда спектакли готовятся к выпуску. Кроме того, мы особенно ждем завершения реконструкции в правом крыле, поскольку там появится камерный зал, которого раньше никогда не было в театре оперы и балета. Театр очень нуждается в подобной дополнительной, хорошо оснащенной площадке. После открытия камерного зала мы сможем ставить собственные камерные спектакли – оперные, балетные, детские – и проводить концерты.
– Когда состоится долгожданное для всех самарских поклонников оперы и балета открытие театра?
– Зрители увидят обновленный театр уже 19 сентября в рамках III Музыкального фестиваля «Мстиславу Ростраповичу». Надеемся, что с этого года площадка театра оперы и балета станет постоянным местом проведения фестиваля. Сейчас это значимое для культурной жизни города мероприятие организуется под патронажем художественного руководителя Мариинского театра, маэстро Валерия Гергиева. В этом году дирижер привезет в Самару интересную программу, исполнять которую будет солисты, хор и оркестр Мариинского театра. Однако принято решение, что совместно с гостями участвовать в выступлениях будут хор и солисты Самарского театра оперы и балета.
Кроме того, уже после 19 сентября режиссеры постепенно начнут пристраивать спектакли на новую сцену. Массу декораций к новым спектаклям мы изготавливали специально для новой сцены – использовать их на гостевых площадках в полной мере было просто невозможно. Ко всем спектаклям осветители будут заново выставлять свет. Артистам также предстоит сориентироваться в новых декорациях, в новых условиях, заново выстроить мизансцены. 22 января 2011 года театр представит премьеру оперы «Князь Игорь» А.Бородина (режиссер-постановщик – народный артист России Ю.Александров (Санкт-Петербург). Постепенно начнется подготовка к премьерам, которых мы так ждали и принципиально не хотели давать их на других площадках. К примеру, балет «Дон Кихот» поставлен давно, осталось только пристроить декорации, которые мы изготовили. К празднованию 80-летия театра, которое пройдет в июне 2011 года, мы готовим премьеру оперы «Борис Годунов». Именно с нее почти 80 лет назад началась творческая деятельность театра.