Один дом – одно товарищество собственников жилья. Такое нововведение власти планируют принять на ближайших заседаниях Госдумы, посвященных проблемам управления жилыми домами. По мнению чиновников, подобная мера и ряд других (привлечение должников за коммунальные услуги к материальной ответственности и полная документальная отчетность УК и ТСЖ перед жильцами) позволят обезопасить граждан от произвола управдомов и соседей-неплательщиков.
В Госдуму РФ намедни был внесен законопроект, главными пунктами которого стали: ограничение создания многодомовых товариществ, обеспечение прозрачности их работы, распределение ответственности за долги перед поставщиками газа, воды и тепла между управляющими компаниями и собственниками-неплательщиками, а также вариант вступления управдомов в саморегулируемые организации.
Как пишет «Российская газета», авторы законопроекта считают, что управляющим организациям следует ограничить количество подведомственных им домов. В противном случае, на рынок ЖКХ открыт доступ навязанным гражданам управлениям, которые могут быть аффилированы муниципалитету и созданы на месте вчерашних дирекций единого заказчика. Также довольно проблематично проводить общие собрания жильцов для решения той или иной проблемы, когда под управлением находится десять и более домов. Принцип «один дом – одно товарищество» будет работать на собственников, считают законодатели. Действительно, гораздо проще договориться с собственниками одного дома, а не десяти сразу.
Законопроект должен помочь и жильцам новостроек. Оформление права собственности у них нередко затягивается на годы. Теперь собственники еще до регистрации своей недвижимости будут иметь те же права, что и другие собственники, в том числе смогут участвовать в голосовании на общих собраниях.
Еще один важный момент в законопроекте – обязанность управляющих организаций и ТСЖ отчитываться перед жильцами. Таким образом, одна из поправок в Жилищный кодекс требует, чтобы ТСЖ и УК предоставляли собственникам все необходимые документы о своей работе.
Кроме того, злостные неплательщики разделят с управляющими компаниями финансовую ответственность. Поставщики тепла, света, воды предъявляют претензии не только к ТСЖ или УК, но и должникам. Суд в таком случае сможет заставить их платить жилищные «алименты» или наложит арест на имущество.
Спорным пунктом в законопроекте стало предложение законодателей создать институт саморегулирования в сфере управления недвижимостью. Принцип предлагается тот же, что и в строительстве. Ущерб собственникам планируется компенсировать из специального фонда организации, что, по словам авторов, гарантирует для жильцам некую страховку. Однако, по мнению некоторых экспертов, членство в таком СРО вылетит гражданам в копеечку, ведь вступительные взносы и средства на создание фонда пойдут из кармана собственников жилья.
Самарские эксперты предложения законодателей оценили неоднозначно. «На мой взгляд, столь существенное сокращение жилого фонда, находящегося под управлением УК, ни к чему хорошему не приведет. В Самаре около 10 тысяч домов. Где взять столько управленцев? Кроме того, при решении этого вопроса необходимо следовать экономической целесообразности. Управляющей компании должно быть выгодно заниматься обслуживанием жилья. Если же УК или ТСЖ будут управлять только одним домом рано или поздно иссякнут и кадровые, и финансовые ресурсы. Придется брать кредиты, выплачивать которые будут собственники жилья. Когда же УК обслуживает большой жилой фонд, у нее ест возможность лавировать средствами и, к примеру, в случае аварий на одном из домов, перераспределить финансы на ликвидацию непредвиденной ситуации. В принципе, как-то ограничить количество зданий, находящихся в оперативном управлении, можно. Но для этого необходимо провести скрупулезные экономические расчеты», – прокомментировал законодательную инициативу председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Общественной палаты Самарской области Виктор Часовских.