До 2012 года, к началу которого в домах и квартирах каждого россиянина должны появиться приборы учета тепла, воды и газа, осталось меньше 15 месяцев. А на то, чтобы установить счетчики в жилом фонде Самарской области, потребуется минимум 15 лет. Большинство экспертов уверены, что уложиться в поставленные государством сроки всем собственникам жилья просто не удастся.
Счетчик? За чей счет?
Скорого решения многих насущных коммунальных проблем, которое принесет повсеместная установка счетчиков тепловой энергии, газа, а также горячей и холодной воды, ждать не стоит. Пока поставленная властями задача оприборить жилой фонд до 2012 года натолкнулась на массу препятствий. Основная трудность, как обычно, – финансовая.
Самостоятельно установить счетчики в собственных домах – нагрузка, которая ляжет на кошельки граждан. А вот общедомовые приборы учета жителям Самарской области помогут установит областные власти. В частности, сегодня в губернии действует целевая адресная программа, в соответствии с которой многоквартирные дома оснащаются общедомовыми приборами учета. Программа рассчитана до 2015 года.
Так, на 2011 год в областной казне предусмотрено всего 268,919 млн. рублей на установку общедомовых приборов учета в жилых домах Самарской области. При этом в условиях программы указано, что муниципальные бюджеты могут получить финансовую поддержку от регионального центра только при условии софинансирования, минимальный размер которого составляет 10%. Правда далеко не все позаботились о том, чтобы использовать эту матпомощь: «Активность муниципалитетов в этом вопросе стремится к нулю. Заявки на участие в областной программе подали только Самара, Тольятти и Нефтегорск. Но даже эти муниципалитеты до сих пор не приступили к разработке проектно-сметной документации», – рассказывает главный консультант департамента ЖКХ министерства строительства и ЖКХ Самарской области Денис Абарин.
Руководитель управления ЖКХ департамента городского хозяйства и экологии администрации Самары Юрий Козельский отметил, что в установке коллективных приборов учета воды и тепла нуждается более 8,5 тысяч многоквартирных жилых домов. На это требуется минимум 4,29 млрд рублей. Городской бюджет на 2011 год предусматривает на эти цели всего 174 млн рублей. «Естественно, что полной суммы, позволяющей установить счетчики во всех неоприборенных домах, в бюджете просто нет. Мы рассчитываем на софинансирование области», – отмечает г-н Козельский.
«В среднем установка общедомовых приборов учета воды и тепла обходится в 200-300 тыс. рублей за каждый. И еще около 800 тысяч рублей требуется на внедрение автоматики, которая позволяет регулировать температурные режимы в зависимости от погодных условий. Естественно, что самостоятельно ни отдельные муниципалитеты, ни областное правительство, ни энергосберегающие организации такую нагрузку не потянут», – считает Абарин.
Учитывая размах катастрофы, приближающейся вместе с 2012 годом, решить проблему исключительно за счет средств области невозможно. Единственный вариант, на который сегодня остается надеяться, это консолидация усилий губернии, органов местного самоуправления и энергоснабжающих организаций, которые в не меньшей, а может быть даже в большей степени заинтересованы в установке приборов учета. «Если до 2012 года счетчики не появятся во всех жилых домах области, энергоснабжающим организациям придется брать многомиллионные кредиты, устанавливать на эти средства приборы учета и затем ждать, когда понесенные затраты возместит население. Однако вряд ли стоит рассчитывать, что деньги вернутся в срок», – добавляет Денис Абарин.
В хаотичном порядке
Другой вопрос – правила и порядок оснащения жилого фонда индивидуальными и коллективными приборами учета. «Тот опыт установки приборов учета, который сегодня накоплен, говорит о том, что процедура эта происходит крайне хаотично», – отмечает чиновник министерства строительства и ЖКХ. Получая определенный лимит финансирования, муниципалитет предпочитает определить отдельный район или квартал и поставить в домах счетчики. Зачастую проводится эта процедура без всяких технико-экономических обоснований.
По мнению экспертов, в первую очередь приборы нужно ставить там, где по опыту коммунальные службы фиксируют сверхнормативное потребление тепла, воды и газа. Оснащение жилого дома счетчиками позволит выявить причины превышения существующих нормативов. Если это неполадки в теплотрассах, утечки, то их необходимо ликвидировать. Другое дело, если сверхнормативное потребление связано с тем, что в доме попросту проживает больше жильцов, чем прописано.
Выявить наиболее проблемные городские территории позволит только тщательный энергоаудит всего жилого фонда. «Понятно, что силами одного лишь муниципалитета обойти почти 9 тысяч домов Самары практически невозможно. Однако к этой работе можно было бы привлекать управляющие компании и энергопоставщики», – считает председатель комиссии общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Виктор Часовских. Однако, по убеждению большинства экспертов, проводить эту работу вне зависимости от исполнителей необходимо. «Мне уже известны примеры, когда муниципалитет включил дом в программу по установке коллективного счетчика, а когда мастера пришли монтировать сам прибор, оказалось, что в здании даже нет подвала. Ставить счетчик оказалось просто некуда. В результате, вместо 300 тысяч рублей, на оснащение одного дома прибором учета пришлось затратить в два раза большие средства», – делится опытом г-н Абарин.
Не менее хаотично сейчас идет процедура оснащения квартир индивидуальными счетчиками. В Самарской области только в 5-6 муниципалитетах появились нормативные акты, регулирующие порядок оприборивания. Да и те далеки от совершенства. По мнению председателя совета ТОС №5 «Струковский» Ленинского района Самары Надежды Кураповой, то постановление, которое выпущено в Самаре, не только не привело к прояснению правил установки приборов учета, а, напротив, ее усложнило. «После утверждения этого нормативного акта, стоимость установки счетчиков для простых граждан возросла. В частности, в постановлении прописано условие, по которому УК имею право брать с собственников доплату за технические условия», – прокомментировала г-жа Курапова.
Тем не менее, сама необходимость подобного нормативного акта неоспорима. «Мы подготовили необходимые поправки, которые направили в мэрию Самары. Кроме того, Самарская губернская дума сейчас разрабатывает проект постановления, который мог бы использоваться отдельными муниципалитетами в качестве модельного нормативного акта», – отметил Виктор Часовских.
Не поспеют к сроку
В целом эксперты подсчитали: на установку общедомовых и индивидуальных приборов учета воды, газа и тепла в Самарской области потребуется не меньше 15 лет. При этом федеральный закон «Об энергосбережении» предписывает провести оприборивание жилого фонда сроком до 2012 года. «В муниципалитетах существует масса проблем, решить которые в столь короткие сроки просто не удастся. И столь сложная ситуация складывается не только в Самарской области, но и в других регионах», – прокомментировал ситуацию Виктор Часовских. В связи с этим участники заседания приняли решение подготовить и направить в Государственную думу, Общественную палату РФ и министерство регионального развития предложения о необходимости корректировки установленных сроков и разработки федеральной целевой программы по установке приборов учета.