Этот год показывает низкий интерес к муниципальным площадям. Но новая власть намерена добиваться максимальной бюджетной эффективности каждого объекта недвижимости. Каковы перспективы?
В Самаре пустует более 34 тысяч кв. м нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Отчетные цифры за истекший период 2010 года демонстрируют не самую позитивную картину, и большинство показателей говорят о спаде интереса к муниципальным площадям, постепенном ухудшении их качества, и без того оставляющего желать лучшего, спаде суммарных поступлений в бюджет от их использования и ряде других негативных моментов. Так, по данным департамента управления имуществом г.о. Самара, фактически на той же отметке, что и за аналогичный период 2009 года остался уровень поступлений в бюджет от использования муниципального имущества – 272685,4 тыс. рублей – это 37% от годового плана. Такую картину руководитель департамента управления имуществом г.о. Самара Вадим Кужилин объясняет несколькими факторами. Как он отмечает, многие арендаторы отказываются от арендуемых помещений, некоторые обращаются в ДУИ с просьбами о рассрочке или отсрочке арендных платежей (в 2010 году уже более 70 арендаторов!). За девять месяцев 2010 года городская администрация заключила с предпринимателями всего 35 договоров об аренде объектов коммерческой недвижимости, тогда как 145 договоров аренды были расторгнуты. Было проведено два аукциона на право заключения договоров аренды, на которых выставлялось 15 объектов, но по результатам было заключено всего три договора аренды. На свободные площади спрос невелик как со стороны арендаторов, так и потенциальных покупателей. В частности, в 2010 году был проведен только один аукцион по продаже недвижимого имущества. 10 июня на продажу выставлялось 13 объектов нежилого фонда, из которых только три оказались востребованы и были приватизированы, что позволило выручить всего 4 151 700 рублей.
В общей сложности сегодня пустует 221 муниципальное помещение, находящееся на балансе муниципалитета. Представители имущественного департамента низкий спрос на городские площади объясняют не только общим снижением предпринимательской активности, но и отчасти неудовлетворительным состоянием объектов. По словам Вадима Кужилина, в некоторые помещения просто опасно входить, тогда как арендодатель сегодня вынужден отказывать арендаторам в компенсации затрат на проведение капитального ремонта ввиду отсутствия финансовых возможностей у муниципалитета улучшить состояние этих объектов.
Решать проблемы депутатский корпус Гордумы предлагает, избавляясь от неликвидных объектов и внося их в план приватизации на 2011 год. Но, по словам чиновников, этому препятствует тот факт, что на большую часть помещений до сих пор не зарегистрировано право собственности муниципалитета, хотя этот процесс уже начат и будет продолжен, заверяют в ДУИ. Кроме того, департамент намерен активизировать инвентаризацию имущества, находящегося в муниципальной собственности, для выявления неиспользуемого имущества или используемого не по назначению, а также провести мероприятия по возврату в муниципальную собственность незаконно выбывшего недвижимого имущества и земельных участков.
В ТЕМУ
Сергей Алехин, председатель комитета по вопросам строительства, имущественным и земельным отношениям:
- Передача имущества в хозведение какого-либо муниципального предприятия проводится в связи с выполнением этим МП своей уставной деятельности. Но у нас обрывается ниточка. Получается, что мы передали имущество в хозведение МП, и информация о его использовании после этого становится для всех недоступной. Тем не менее мы прекрасно знаем, что большое количество имущества, переданного в хозведение, банально сдается в аренду именно муниципальными предприятиями для искусственного поддержания их деятельности, тогда как доходная часть бюджета тем самым обрезается. Это необходимо проверять и работать над этим адекватно. С учетом того, что 221 муниципальный объект сегодня не используется, логика подсказывает, что с ними надо решать вопрос – либо включать их в план приватизации, либо дальше нести бремя по содержанию этих объектов, не получая от них дохода.
Вадим Кужилин, руководитель департамента управления имуществом г.о. Самара:
- Сегодня не стоит излишне драматизировать ситуацию. На баланс муниципальных предприятий передано 581 тыс. кв. метров помещений. Из них примерно 95% - объекты водоканала и метрополитена. Поэтому надо говорить именно о том имуществе, которое использовалось предприятиями не по уставной деятельности. Работа по этому направлению уже проводится, и в ближайшее время она уже будет завершена. К сожалению, сегодня из 221 объекта есть возможность выставить на аукцион только 52, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности. Остальные либо не зарегистрированы официально, либо туда опасно входить. Сегодня ведется работа по ускорению получения свидетельства на право муниципальной собственности, для того чтобы действительно определиться: либо сдавать помещения в аренду и получать от них доход, либо реализовать это имущество как ненужное.