Конечно, лучше жить в новостройке, где все оборудование только установили и оно не требует ремонта и где работает вменяемая организация. Но что делать, если ваш дом далек от идеала?
В первую очередь нужно знать свою управляющую компанию и понимать, что реально она может сделать для поддержания вашего дома в хорошем состоянии. Это довольно просто, если располагаешь полной информацией о выбранной организации: опыт работы на рынке услуг, ее качество, наличие спецтехники, количество сотрудников и прочее. Однако до последнего времени доступными для изучения были далеко не все компании.
Ситуация изменилась после принятия постановления Правительства РФ № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Этот документ регламентирует, в каком виде и насколько подробно должна быть подана информация людям. В нем прописано несколько вариантов - создание сайта, опубликование в печатном СМИ, на информационных стендах и т.д.
Но многие УК по-прежнему стараются облегчить себе жизнь. Они могут часть информации представить на сайте (например, балансовые отчеты), а перечень видов услуг, которые оказывают жителям, - на стендах. Если в отдаленных районах области нет доступа к сети Интернет, необходимую информацию компания может выслать каждому собственнику заказным письмом. «Но собственнику жилья сложно сориентироваться, где и что размещено. Нужно собирать все по кусочкам. Причем из Самары идет более качественная и достоверная информация. А что касается отдаленных районов, бывают сложности, потому что не все компании понимают, что именно и в каком виде от них требуется», - поясняет руководитель Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Самарской области Андрей Абриталин.
Чтобы в какой-то степени помочь «отстающим», специалисты инспекции разработали приложение. В нем прописан минимум, который обязательно должен быть отражен. Убедиться в том, что требования стандартов соблюдаются, позволит проверка, материалы которой жилинспекция направит в прокуратуру Самарской области.
Кроме того, 731-е постановление дает возможность наглядно увидеть, на что тратятся собранные с жильцов деньги. «Например, компания собрала со всех по 100 руб., а потратила в среднем по 70 руб. на человека. Куда делось остальное? В отчетах, которые УК должны будут представить на общее обозрение, это можно легко проследить», - рассказывает Андрей Абриталин.
Аналогичная ситуация - с отказом управляющей организации от ремонта подъездов по причине долгов по обслуживанию, которые «только что погасили и денег в свободном обращении нет». «У жилищной инспекции есть полномочия обязать УК сделать ремонт независимо от того, есть у нее деньги или нет. Компания должна выполнять свои обязанности по содержанию общедомового имущества. Долги — это работа управляющей организации. Собственник не должен страдать из-за того, что его сосед не платит за коммунальные услуги, - продолжает Андрей Абриталин. - Компания, подписывая договор управления, знает, что ей придется работать с каждым собственником. Ее работа заключается не только в том, чтобы собрать со всех деньги и передать поставщикам».
Кстати
Сайт Государственной жилищной инспекции (http://gosji-samara.ru/) признан официальным местом для раскрытия информации. Если управляющая компания не имеет возможности создать свой сайт, она может воспользоваться им. На сайте есть специальная вкладка «Раскрытие информации управляющими компаниями».
Не стоит забывать и о том, что полномочия ГЖИ распространяются на весь жилой фонд независимо от формы управления. Поэтому товарищества собственников жилья также находятся под их пристальным наблюдением.
«Жилищная инспекция — государственный орган и один из последних рычагов воздействия на управляющие организации, - отмечает Андрей Абриталин. - Золотую середину можно найти всегда и даже обойтись без штрафа, если компания вменяемая и хочет остаться на рынке услуг».
Справка
В ГЖИ работает телефон «Горячей линии» по вопросам регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги в части обоснованности нормативов потребления — 332-94-41, а также Интернет-приемная - www.vopros.samregion.ru/addressees.do. За 2010 год специалистами инспекции было рассмотрено более 11 тысяч обращений граждан и юридических лиц. Чаще всего жалобы касаются текущих крыш, затопленных подвалов и плохого содержания подъездов.