С начала зимы самарские управляющие компании оштрафованы на сумму более одного миллиона рублей за неочищенные от сосулек, снега и наледи крыши жилых домов. Еще в середине января областная Госжилинспекция направила всем городским УК письма о необходимости срочно привести кровли в надлежащее состояние и уведомила об усилении проверок, но нарушений все рано масса. Представители управляющих компаний оправдываются, что работают по строгому графику, а очистить все крыши одним разом невозможно.
Зима выдалась сложная: регулярные снегопады, заморозки сменяющиеся оттепелями, даже ледяные дожди не обошли губернию стороной. Свалившиеся в буквальном смысле как снег на голову атмосферные явления добавили хлопот коммунальным службам. Одной из главных забот для управляющих компаний этой зимой стали и скатные кровли.
Хотя серьезных ЧП с трагическим исходом в Самаре пока удалось избежать, случаи обрушения наледи и сосулек на головы горожанам уже были. Последний – в Промышленном районе – закончился для одиннадцатилетнего мальчика Владислава Пронина небольшой шишкой. И несмотря на то, что по информации областной государственной жилищной инспекции, отец ребенка решил отказаться от претензий к управляющей компании «ПЖРТ № 11», отвечать коммунальщикамза недобросоветсное соблюдение своих обязанностей все-таки придется. Дело об административном правонарушении возбудила районная прокуратура.
Штрафы от 7 до 50 тысяч грозят не только тем управляющим компаниям, из-за недосмотра которых пострадали люди, но и всем, кто не соблюдает правила содержания и обслуживания жилого фонда в части очистки крыш от снега и наледи. Всего за зиму 2010-2011 годов государственная жилищная инспекция оштрафовала городские УК на сумму выше одного миллиона рублей.
Однако санкции в виде наложения штрафа, по словам руководителя государственной жилищной инспекции по Самарской области Андрея Абриталина, мера крайняя. «Мы не стремимся собрать с управляющих компаний побольше денег. Но контроль за работой УК по очистке кровель от надели и снега проводим регулярно. В каждом районе города и области работают инспекторы, которые следят насколько оперативно и качественно управляющие компании убирают наледь и сосульки с крыш жилых домов», – рассказал Андрей Абриталин. Кстати, дом по Победе, 100, наледь с козырька подъезда которого накрыла Славу Пронина, инспектор госжилинспекции проверял буквально накануне ЧП и направил в УК «ПЖРТ№11» предписание об устранении нарушения. Однако в управляющей компании их проигнорировали.
В одной из таких инспекторских проверок смогли принять участие и журналисты. Совместно с руководством и сотрудниками госжилинспекции проехал по «опасному маршруту» и редактор сайта Dom63.ru. В списке адресов – жилые дома в Промышленном, Октябрьском и Советском районах. Существенная часть жилфонда здесь – «хрущевки», общая проблема которых как раз те самые скатные крыши. Часто чердаки бывают плохо изолированы, в результате снег на крыше быстро тает, образуются сосульки, а снежные массы сползают к краю и угрожающе нависают над головами прохожих. Причем особую опасность представляет именно северная сторона – снег скапливается здесь гораздо быстрее.
Первый адрес «антиснежного» рейда – двор домов на улице Панова, 2 и 4. Очевидно, УК «Альтернатива» очистку кровли одного из зданий провела буквально накануне. С крыши второго свисают огромные сосульки. «Дело в том, что эти сосульки находятся над газоном, а не над пешеходной зоной, поэтому, вероятно управляющая компаний займется ими после того, как ликвидирует наледь, представляющую большую опасность», – попыталась реабилитировать коллег заместитель генерального директора УК «ПТС-Сервис» Галина Бокарева. В ответ Андрей Абриталин не без иронии отметил, что до таких «безопасных» сосулек у наших коммунальщиков чаще всего руки вообще не доходят. И ледяная «угроза» самоликвидируется весной.
Дальше в списке адресов инспекторов жилые дома, подведомственные упомянутой «ПТС-Сервис». В доме на Подшипниковой крышу чистят механизированно, с помощью машины с автоматическим гидроподъемником. К технике приходится прибегать, если крыши очень крутые и представляют опасность для кровельщиков, признается г-жа Бочкарева. Если же на кровле есть ограждение, то очистку о снега и сосулек осуществляют штатные сотрудники УК с помощью простых лопат и ломов. Бывает и так, что на уборку особо сложных объектов приходится привлекать профессиональных альпинистов.
В домах по ул. Революционной, 85 и 87 к рейду также успели подготовиться. Зато сам двор и проезды почистить не успели. Предписание срочно провести уборку снега во дворе УК «ПТС-Сервис» получит в ближайшее время. На вопрос, много ли уже штрафов выписали этой управляющей компании, руководитель госжилинспекции отвечает – достаточно – несколько сот рублей. Но и жилого фонда в ведении УК, больше, чем у других городских обслуживающих организаций – свыше 1,5 тысяч. Причем их них со скатными кровлями — около тысячи. Объем работы велик, но тем не менее он оплачивается из кармана граждан. Впрочем, как и штрафы за нарушения по очистке кровель. Несмотря на то, что Андрей Абриталин уверил, что расходы на оплату штрафов УК должны изыскивать из иных источников, нежели жилищные платежи жильцов. Однако Галина Бочкарева заверила, что иных источников дохода у управляющей компании нет. Поэтому и штрафы гасят, в том числе, за счет жителей.
На ул. Волгина, на крыше дома №134 также кипела работа. Однако кровля соседнего № 132 по-прежнему представляла опасность: с козырька свисали снежные массы и сосульки. «Инспектор составит акт обследования объекта, выдаст УК предписания об устранении нарушения. Если повторная проверка покажет, что управляющая компания не приступила к очистке крыши, госжилинспекция отправит заявление в прокуратуру для привлечения компании и должностных лиц к административной ответственности», – рассказал Андрей Абриталин. При этом инспектор отметил, что конкретно по дому по Волгина, 132, срок на устранение нарушений будет дан очень короткий.
Еще в паре домов по улице Гагарина, куда привезли госинспекцию и журналистов, также уже наводили лоск на крышах. Однако, по словам Андрея Абриталина, анализ обращений, поступающих в ведомство, показал, что больше всего жители Самары и области по-прежнему жалуются на качество предоставления жилищных услуг, предоставляемых управляющими и обслуживающими организациями.