Недвижимость Долг неплатежом опасен

Долг неплатежом опасен

Среди жителей Самарской области все больше злостных неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги. Причем, по оценкам экспертов, увеличивается число тех, кто игнорирует квитанции по коммуналке исключительно в знак протеста против высоких тарифов или низко

Среди жителей Самарской области все больше злостных неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги. Причем, по оценкам экспертов, увеличивается число тех, кто игнорирует квитанции по коммуналке исключительно в знак протеста против высоких тарифов или низкого качества обслуживания жилищного фонда. Пропорционально росту задолженности растет и изобретательность управляющих компаний, которые все чаще вынуждены искать новые методы воздействия на должников.

Масштабы задолженности

Неплатежи граждан за предоставленные услуги – головная боль всех без исключения обслуживающих организаций и ресурсосберегающих предприятий области. Только в губернской столице, по данным муниципального предприятия «Единый информационно-расчетный центр», через которое проходит основная масса жилищных и коммунальных платежей самарцев, на 1 июня 2011 года сумма дебиторской задолженности населения за ЖКУ превысила 1,5 миллиарда рублей. Половина этой суммы – долги тех, кто не гасит квартплату больше чем полгода. «За один месяц долг жителей губернской столицы вырос на 300 миллионов рублей. При этом задолженность предприятий ЖКХ перед поставщиками ресурсов сокращается. Получается, что управляющие организации гасят долги за счет собственных средств, которые должны бы были быть направлены на ремонт и содержание домов», – подчеркнул директор НП СРО «Поволжский межрегиональный центр регулирования деятельности в сфере ЖКХ» Петр Гаранин в ходе обсуждения, развернувшегося на заседании круглого стола комиссии общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ.

Как показывают опросы, сегодня процветают протестные неплатежи: люди сознательно отказываются платить за непредоставленные или предоставленные некачественно (по их мнению) услуги, говорится в сообщении пресс-службы областной общественной палаты. В свою очередь, долги жителей – главный аргумент, который используют управляющие компании, отвечая на претензии о качестве предоставления жилищных услуг. «Общее количество должников по управляющей компании «Новоградсервис» (в городе Новокуйбышевске – прим. авт.) – более трех тысяч человек. Задолженность собственников помещений составляет 130 миллионов рублей. На эти деньги можно отремонтровать подъезды 279 многоквартирных домов или капитально отремонтировать 130 кровель. Ремонт этих объектов сдерживается из-за отсутствия денежных средств, а состояние кровель и подъездов вызывают наибольшее количество претензий со стороны жильцов», – комментировал сайту Dom63.ru директор управляющей компании «Новоградсервис» Ренат Шафиков.

Круг замыкается – люди не платят, поскольку не довольны услугами, управляющие компании не стремятся к качеству, поскольку им не платят. Однако во взаимоотношения «собственник–УК» вмешиваются еще две заинтересованные стороны. Во-первых, это поставщики энергоресурсов, которые регулярно сетуют на недосборы. И, во-вторых, муниципалитет. Так, в этом году в Самаре гасить задолженность населения за сверхнормативное потребление тепла и горячей воды (выше 450 миллионов рублей) пришлось на средства областного и городского бюджетов. На одном из последних совещаний по вопросам ЖКХ в профильном департаменте первый вице-мэр Самары Юрий Ример призвал представителей управляющих компаний усилить работу с должниками по коммунальным платежам. «Как только вступят в силу новые правила расчета коммунальных платежей, и собственники смогут напрямую заключать договоры с поставщиками, управляющие компании лишатся серьезных финансовых поступлений. Поэтому работать с должниками необходимо более интенсивно», – отметил чиновник.

Надеются на суд

Основной метод взыскания задолженности по жилищно-коммунальным услугам – судебно-претензионная работа. И, в принципе, к сегодняшнему дню уже сформировалась значительная судебная практика по делам о неплатежах за жилищные и коммунальные услуги. Однако эффективность обращений в суд в разных управляющих компаниях оценивают по-разному. К примеру, за 2008-2010 год УК «ПТС-Сервис» по Советскому району удалось добиться вынесения более двух тысяч судебных решений в отношении должников на сумму в 25 миллионов рублей. Но реально погасили задолженность перед управляющей компанией далеко не все. Сбор долгов по вынесенным судебным решениям составил, по данным на начало 2011 года, лишь 14 миллионов рублей, то есть всего 60% от общего долга. Управляющие организации Тольятти, где упор сделан именно на судебный порядок решения вопросов с неплательщиками также жалуются на неэффективность работы приставов. Зато УК Отрадного подчеркивают положительный опыт взаимодействия со службой судебных приставов.

Давят на психику

Поэтому, чтобы выполнить поставленную задачу и повысить собираемость оплаты за жилищно-коммунальные услуги, управляющие компании области все чаще вынуждены прибегать к нестандартным способам воздействия на должников и злостных неплательщиков.

Помимо ставших уже привычными и, вероятно поэтому малоэффективными, напоминаний, уведомлений, предупреждений собственникам жилья, которые практикуют почти все предприятия ЖКХ, некоторые компании стали активно практиковать различные «психологические» методы. К примеру, номера телефонов должников помещают в программу автодозвона. В Новокуйбышевске одними из первых начали применять «цветные квитанции» (тот, чья задолженность превышает три месяца, получает очередную квитанцию на бумаге желтого цвета, должники с более значительным «стажем» – более шести месяцев – красного).

А с недавнего времени красочные наклейки-предупреждения «Здесь живет неплательщик!» стали появляться на дверях квартир несознательных граждан. Законность этого метода сайт Dom63.ru уже обсуждал с экспертами в одном из материалов. В самой УК «Новоградсервис», которая стала практиковать этот метод, уверяют, что принимая решение о расклейке стикеров учитывали требовании закона РФ «О персональных данных». Мы не исключаем, что кто-то из злостных неплательщиков усмотрит в наших действиях нарушение закона. Но уже есть судебная практика, из которой следует, что подобные действия не являются незаконными и не наносят морального либо другого вреда должнику», – отметил г-н Шафиков.

«Работа с должниками – очень сложный процесс, который должен идти в рамках законодательства, без нарушений прав человека», – подчеркивает начальник отдела перспективного развития ЖКХ Управления городского хозяйства администрации Новокуйбышевска Татьяна Манчук. Напомним, что в прошлом году прокуратура уже признала незаконными действия одного из самарских ТСЖ, сотрудники которого разместили на входной двери в подъезд пофамильный список должников с указанием размера долга.

В целом же, эксперты подчеркивают, что управляющие организации малых городов гораздо более тесно работают с населением, проявляют большую изобретательность при поиске новых методов воздействия на неплательщиков и способов профилактики (например, яркие плакаты-напоминания накануне летнего сезона, поздравления с праздниками с напоминаниями на квитанциях).

Ищут коллекторы, ищет полиция

Еще один способ досудебной работы управляющих компаний с должниками – регулярные обходы квартир неплательщиков представителями ЖЭУ, которые предупреждают нерадивых собственников о возможном ограничении коммунальных услуг (отключении электроэнергии и горячей воды), в случае отсутствия своевременного погашения задолженности. Но по оценке главы администрации Советского района Владимира Пархоменко, эффективность подобных мер не превышает 40%, несмотря на то, что к подобным рейдам подключаются сотрудники райотделов по работе с населением, территориальных отделов общественного самоуправления, а также старшие по подъездам и по домам. Чтобы повысить результативность обходов, администрация района привлекала даже сотрудников милиции (теперь – полиции). «Мы проанализировали эту работу и выяснилось, что эффективность поквартирного обхода группами, в которые входили уполномоченные милиции по безопасности, значительно выше. Дело в том, что в отличие от судебных приставов участковые зачастую гораздо больше знают о реальном положении дел в семье и материальных возможностях должника, источниках дохода», – комментировал подобный метод воздействия на должников г-н Пархоменко.

Привлекают самарские УК в рамках досудебной работы с неплательщиками и коллекторские агентства. «Механизм работы с должниками за жилищно-коммунальные услуги в принципе ничем не отличается от стандартного алгоритма работы коллектора. Единственное, на что мы всегда обращаем внимание наших агентов, так это на то, что сбор долгов по ЖКУ обязательно предусматривает личное общение с должником и понимание социальной направленности этой проблемы. Необходимо обязательно выяснить причины, по которым человек не платит. Нередко приходится сталкиваться с малоимущими, людьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию. Поэтому зачастую важно дать должнику элементарный совет, подсказать, что можно оформить субсидию, обратиться в компанию за предоставлением рассрочки», – рассказывает директор ООО «Коллектор Крафт Компания» Олег Кулаев.

Должников в дворники

Некоторые управляющие компании пытаются вернуть долги, предлагая неплательщикам отработать просроченную квартплату, например, выполняя функции дворника. Тем более, что сейчас в Самаре наблюдается острая нехватка представителей этой полезной профессии. Управляющие компании укомплектованы штатом дворников всего на 63,7%, но привлечь должников к работе с метлой и лопатой в руках удается в основном только в отдаленных районах города.

Опыт устройства должников на работу на предприятия ЖКХ (с перечислением части заработной платы в счет долга) есть и у управляющих компаний Новокуйбышевска и Похвистнево.

Ужесточили закон

Очевидно, что решение проблемы со столь масштабной задолженностью по ЖКУ сдвинется с места только тогда, когда отношения между собственниками и поставщиками услуг выйдут на новый, более цивилизованный уровень – УК станут более эффективно управлять вверенным им жилым фондом, а жители осознают, что именно они несут ответственность за свою собственность. По мнению председателя ТСЖ №1 Отрадного Владимира Малахова, не секрет, что многие граждане просто не считают расходы на жилищно-коммунальные услуги первоочередными, а действующие законы таких граждан дисциплинируют мало. В ближайшее время ситуация должна поменяться – в начале мая этого года было подписано постановление Правительства РФ №354, согласно которому ограничить предоставления жилищно-коммунальных услуг должнику управляющая компания может уже после накопления трехмесячной задолженности.

Фото: Фото с сайта timetolive.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
18
ТОП 5
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
Делайте так и будете стройняшкой. Нутрициолог — о том, как не наесть лишние килограммы за Новый год
Марина Лубешко
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Вырубят лес, чтобы впихнуть очередное гетто из 17 человейников»: что происходит на Сухой Самарке?
Вадим Афанасьев
Аналитик, блогер, журналист телеканала «Царьград»
Рекомендуем
Объявления