Самара рискует потерять последние действующие правила застройки и землепользования. В суде Ленинского района продолжилось судебное разбирательство по иску Алексея Степухина по отмене ПЗЗ, принятых еще в 2001 году. Ранее по заявлению того же истца областной суд уже отменил новые правила 2010 года.
Ленинский районный суд приступил к рассмотрению по существу дела об отмене ныне действующих правил застройки и землепользования Самары (ПЗЗ), принятых еще в 2001 году.
Инициатором разбирательства выступил житель Самары Алексей Степухин – владелец земельных участков, отнесенных, согласно правилам застройки, к зоне Р-3 (лесов, парков, бульваров), где запрещено всякое капитальное строительство. Тем самым, по мнению заявителя, нарушается его право распорядиться собственностью по своему усмотрению, а именно построить на этой территории дом. По этой причине в июне этого года г-н Степухин обратился с иском к мэрии Самары о признании недействительным градостроительного документа. «Среди списка видов разрешенного использования, которые требуют специального согласования, жилищного строительства также нет. Единственное, что я могу построить на своих участках по закону – это общественный туалет. Кстати, таким образом, в обход правил был когда-то построен ТЦ «Аврора», – отметил на заседании заявитель.
Помимо того, что ПЗЗ ущемляют его имущественные права, Алексей Степухин убежден, что документ был принят с нарушением установленной законом процедуры. В частности, правила не были должным образом опубликованы, что не позволило истцу с ними ознакомиться. Во время заседания истец сообщил, что он так и не нашел СМИ, где ПЗЗ были бы размещены полностью, а по адресу, который указывался как место хранения текста правил и карты правового зонирования, Степухину документ не показали.
Однако стоит отметить, что ознакомиться с правилами Степухин попытался лишь в этом году, а земельные участки приобрел еще в 2005-ом.
Представители ответчиков – главы городской администрации, департамента строительства и архитектуры, а также гордумы – с требованиями истца не соглашаются и утверждают, что ПЗЗ были приняты и опубликованы в соответствии с действующими на тот момент законодательными нормами. Так, полный текст правил со всеми приложениями – документ очень объемный, поэтому разместить его в печатном СМИ в 2001 году было просто невозможно как технически, так и из соображений экономии бюджетных средств. Согласно действующему на тот момент городскому уставу, эти причины считаются вескими для частичной публикации нормативного акта в средствах массовой информации.
Кроме того, свою позицию ответчики аргументировали тем, что изменить зонирование указанных участков Алексей Степухин мог, обратившись в комиссию по внесению изменений в правила застройки и землепользования. Однако он этим законным правом не воспользовался.
Во время последнего заседания суд заслушал и показания свидетелей – директора проектной мастерской «Рекон» (разрабатывали карту правового зонирования) Игоря Галахова и Ларису Козыреву, которая в 2001 году, занимала пост замглавы департамента строительства и архитектуры – заказчика работ по созданию ПЗЗ. Свидетели пояснили технику изготовления карты правового зонирования и принципы разграничения различных участков и зон. В том числе, подтвердили, что земельные участки, принадлежащие Степухину, располагаются в одной зоне, а не в двух, как это предполагал истец.
По итогам заседания, судья Владимир Болочагин затребовал от сторон дополнительных обоснований их позиций. В частности, к следующему заседанию истцу необходимо представить доказательства, что он не смог ознакомиться с правилами застройки и землепользования. А представители горадминистрации должны подтвердить, был ли документ опубликован в нужном объеме.
Напомним, что в мае 2011 года областной суд удовлетворил предыдущий иск г-на Степухина и признал правила застройки и землепользования Самары, принятые в 2010 году, недействительными.
По словам Игоря Галахова, в случае, если суд примет решение об отмене правил застройки и землепользования 2001 года, использование городских территорий будет регулироваться генеральным планом Самары и существующими проектами планировки территорий. В целом же требования об отмене ПЗЗ, предъявляемые истцом, по мнению эксперта, не обоснованные. «Если отбросить тот момент, каким образом вообще на территории лесфонда могли распродаваться земельные участки под строительство, то в правилах застройки и землепользования и от 2010, и от 2001 года прописана процедура смены зонирования через обращение в комиссию и получение спецсогласования. За 10 лет этим правом воспользовались множество собственников. В случае же отмены ПЗЗ 2001 года, удовлетворив требования одного заявителям, фактически будут нарушены права сотен других», – считает Игорь Галахов.