До первого сентября рукой подать. Скоро ребенок начнет приносить кучу домашних заданий. И для того чтобы при их выполнении у школьника не возникало негативных ощущений, дома нужно создать соответствующую этому обстановку.
Без вреда здоровью
Психологи считают, что школьнику требуется, пожалуй, еще больше простора, чем детям дошкольного возраста. Поэтому не рекомендуется заставлять комнату лишними предметами мебели. Например, если комната не очень большая, шкаф для одежды вполне можно разместить и в прихожей.
Так как ребенок постоянно растет, удобнее и экономичнее покупать стул и стол с регулируемой высотой. Изменять можно и глубину сиденья для детей разного возраста и комплекции
Красота или оригинальность интерьера в комнате школьника – не главное. В первую очередь важно, чтобы мебель не причиняла вред здоровью ребенка. Место, существенно влияющее на то, как школьник будет учиться, – это его рабочая зона. Если посадить его за «неправильный» стол, то и осанка нарушится, и зрение ухудшится, да и желание учиться у школьника исчезнет надолго.
Выбирать мебель нужно вместе с ребенком. Ведь рабочее место школьника должно нравиться прежде всего ему самому. Поэтому, приобретая мебель, его нужно взять с собой в магазин. Если от выбранного мамой и папой стола или стула он будет наотрез отказываться, покупать эту мебель не имеет смысла. Лучше подобрать несколько вариантов, а окончательный выбор предоставить ребенку.
Рабочее место должно быть оборудовано по всем правилам: с компьютером, книжными полками, выдвижными ящиками, большой поверхностью стола и удобным стулом. Основное правило подбора мебели для школьника – она обязательно должна соответствовать росту и возрасту ребенка. Растущий и формирующийся скелет требует, чтобы мебель для детей была непременно эргономичной, поддерживала позвоночник и не позволяла развиваться сколиозу.
«Растущий» стул
Чтобы не покупать стул ребенку каждый год, а то и чаще (дети же растут быстро), рекомендуется приобретать рабочее кресло, у которого сиденье регулируется по высоте. Если в доме двое или более детей, то такое решение позволит каждому из них устанавливать высоту стула под себя. Кроме того, выбирая стул, учтите, что сиденье не должно быть глубоким, иначе ребенок будет горбиться во время занятий.
По мнению директора компании «Аполло-декор» Оксаны Лукьянец, ребенку стул подходит, только если когда он садится, стопы его ног ровно стоят на полу, а между бедром и голенью образовался прямой угол. «Если угол острый – стул подобран слишком низкий, если тупой – высокий, – утверждает она. – А так как ребенок постоянно растет, удобнее и экономичнее покупать стул с регулируемой высотой. И не только. Регулировать можно и глубину сиденья для детей разного возраста и комплекции».
Если нет возможности приобрести такой стул, к потребностям ребенка можно адаптировать и обычный. Если он чрезмерно высокий, а его сидение слишком глубоко для ребенка, то под ноги можно подставить какую-то подставку или скамеечку, на сидение положить жесткую подушку, а к спинке стула прикрепить валик или еще одну небольшую подушку.
Правильный стол
Для школьника можно купить компьютерный стол, просто письменный или угловой. Есть и варианты, одновременно совмещающие роли компьютерного стола и школьной парты. В идеале у ребенка должно быть два стола: письменный и компьютерный. Компьютерный не занимает много места. Его наличие позволяет разместить на ограниченном пространстве системный блок, монитор, принтер и прочие периферийные устройства. Но иметь два стола чаще всего площадь квартиры не позволяет. Поэтому выбирается стол, на котором монитор и располагается. В этом случае компьютер на время занятий нужно выключать, иначе внимание будет направлено только на него.
Кроме того, необходимо выдержать рекомендуемое врачами расстояние от глаз до монитора – 50-70 сантиметров. Поэтому компьютерные столы для школьников нередко делают угловыми. В этом случае монитор ставится в угол и оказывается на достаточном расстоянии от глаз. Клавиатура и мышь должны располагаться перед монитором так, чтобы было место на столе для опоры предплечий рук ребенка. Радиусный вырез столешницы более удобен для письма. Нельзя забывать и о свободном месте для «непоседливых» детских ног — около 60 сантиметров.
Стол тоже должен «расти» вместе с ребенком. Поверхность должна быть примерно на уровне локтя сидящего. Ее высота изменяется в зависимости от роста. Например, при 120 сантиметрах первоклашки высота стола по ГОСТу должна быть равна 53 сантиметрам. Если за годы учебы школьник вырос почти до двух метров, в это время поверхность крышки стола уже поднимается до уровня 82 см.
Письменный стол ребенка должен быть максимально избавлен от мелочей: книг, тетрадей и рабочих принадлежностей. В непосредственной близости от рабочего стола рекомендуется поместить систему хранения – небольшой шкаф-купе с открытыми и закрытыми секциями, тумбу, навесные полки. Правильно располагать вещи и поддерживать порядок на рабочем месте – непростая задача. Лучше, если ребенок научится с этим справляться с детства. В ящики письменного стола можно вложить небольшие коробочки-контейнеры для мелочей, чтобы каждая имела свое место.
Если письменный стол школьника расположить непосредственно напротив окна, то освещенность рабочего места в дневное время будет максимальной. При этом, конечно, ребенок должен сидеть лицом к окну, чтобы избежать бликов на монитор компьютера. С другой стороны, если окно находится у края стола, то и света достаточно, и ребенок меньше отвлекается на происходящее на улице. Если при этом бликов от окна и искусственных источников все-таки не удается избежать, избавиться от них можно, разместив над столом широкую полку для принтера или книг.
Больше света
В темное время суток не стоит ограничиваться одной настольной лампой, так как контраст с неосвещенной, темной частью детской комнаты способен быстро утомить зрение, а через какое-то время и вовсе привести к его ослаблению. Во время занятий ребенка в комнате необходим рассеянный отраженный свет.
Если ребенок - правша, то его рабочее место должно освещаться слева (соответственно, для левши – справа), где и располагают дополнительный источник света в виде обычного электрического светильника и люминесцентной лампы. Недостаточное освещение не только вызывает быстрое утомление глаз, но и снижает уровень мозговой активности. Если ребенок делает уроки вечером, то одной настольной лампы маловато, лучше включить и верхний свет.
Также лучше, чтобы рабочее место школьника располагалось слева от окна. Если стол находится напротив окна, то ребенку будет мешать ослепительное солнце и батареи отопления, которые обычно расположены под окнами. Если других вариантов размещения стола нет, то от окна он должен стоять не ближе 15 см, а лучше – на расстоянии полуметра.
На работоспособность ученика также влияет цвет мебели и стен в комнате. Наиболее благоприятны для школьника салатные и голубые тона, а также кремовые и бежевые. Темные и серые стены вызывают напряжение глаз и угнетающе действуют на ребенка. Дизайнер Екатерина Маркелова рекомендует приобретать мебель для рабочего места светлых тонов. «Темные цвета, и в особенности синий, будут отвлекать ребенка от учебы, – подчеркивает она. – Синий оттенок вызывает равнодушие, нежелание думать и вообще чего-либо делать».
И не стоит забывать, что в комнате, где включен компьютер, воздух достаточно быстро теряет влагу. Поэтому нужно чаще комнату проветривать, проводить влажную уборку и использовать искусственные увлажнители воздуха.