Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья остается одним из приоритетов работы мэрии. О том, как решать накопившиеся проблемы, используя опыт прошлых лет, рассказал заместитель руководителя городского департамента управления имуществом Вадим Кужилин.
- Социальное направление - одно из основных в работе городского департамента управления имуществом. Что делается вашими сотрудниками для граждан?
- Департамент работает в двух серьезных направлениях. Первое — это выполнение переданных нам государством полномочий по обеспечению жильем ветеранов ВОВ, тружеников тыла, репрессированных, инвалидов, участников боевых действий и сирот. Второе — вопросы местного значения и прежде всего переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Этим вопросом мы занимаемся очень плотно, потому что он был передан нам прошлой администрацией в непростом виде.
Из знаковых событий, которые дали видимые результаты, хотелось бы отметить: мы отстояли право самарцев на мену помещений, если дом попадает в целевую программу. Это возможность граждан и мэрии договориться и обменять старое жилье на новое. В апреле прошло заседание Высшего арбитражного суда Москвы. Это уже четвертая инстанция, которая отменила все предыдущие решения судов и обязала Регистрационную палату признать право мены. Первая из них уже зарегистрирована. В 20-х числах августа жительница ул. Рабочий городок, дом №20 получила свидетельство о праве собственности на новое жилье в черте города. Нами также подготовлены порядка 100 постановлений, часть из которых подписана. В ближайшее время мы сможем сдавать договоры мены для регистрации. Я считаю, что это один из важнейших этапов, которые мы прошли.
- В чем необходимость процедуры мены?
- Мена - достаточно широкое понятие. Жилищный кодекс не обязывает органы местного самоуправления предоставлять собственникам новое жилое помещение, если их дом признан ветхим или аварийным и подлежащим сносу. В статье №32 ЖК и ряде других документов прописано: земельный участок (доля земли, на которой расположен дом) и жилое помещение собственника должно быть изъято для муниципальных нужд. Владелец при этом может получить соответствующую выкупную цену. Стоимость жилья в ветхом и аварийном доме будет гораздо ниже рыночной, а это, как ни крути, затрагивает права собственников. Они вынужденно получают меньшее. Это основной конфликт, который возникает при признании здания подлежащим сносу.
Разрешить его в том числе помогает вариант мены. В этом случае орган местного самоуправления предоставляет другое жилое помещение, имеющееся в наличии, взамен этого изымаемого. За разницу в стоимости собственнику придется доплатить.
- Но ведь есть и вариант мены по свободному договору? Что это такое?
- Это когда мэрия со своей стороны понимает, что жилое помещение собственника, может быть, стоит меньше, чем то, которое она предоставляет. Но задачи, которые преследуются при изъятии этого земельного участка и помещения для муниципальных нужд, более значимы. Помещение при этом дается равнозначное по площади, а гражданин не доплачивает за разницу в стоимости. В этом случае конфликт меньше, и возможностей городу договориться с собственником гораздо больше. Но для мены по свободному договору должны быть предусмотрены денежные средства. Если они есть, как в принятой нами целевой программе, то этот вопрос решаем. Если денег нет, то кому-то придется платить за разницу. Одно дело - если это берет на себя муниципалитет. И совсем другое - если это ложится на плечи собственников.
- Сколько средств выделяется на реализацию упомянутых программ?
- Городской департамент управления имуществом является соисполнителем программ в части переселения. Предусмотрены средства Фонда реформирования ЖКХ, областного и городского бюджетов. Общую сумму назвать сложно, но на этот год она составит более полумиллиарда рублей. Эта сумма позволит нам всерьез заниматься программой переселения. На сегодняшний момент это, наверное, первая серьезная целевая программа, которую город способен выполнить.
- Если перейти от денег к людям, сколько семей может рассчитывать на переезд уже в этом году?
- Если брать целевую программу этого года и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, то расселить предстоит 29 домов. Часть граждан мы переселяем в купленные ранее жилые помещения, переданные в муниципальную собственность. Надо сказать, что мы столкнулись с катастрофической ситуацией: в собственности мэрии были квартиры, но прежняя администрация не торопилась заселять туда людей. Это 45 квартир на ул. Белгородской, 34 квартиры в рамках соглашения с Иверским монастырем и правительством Самарской области, жилые помещения на Заводском шоссе, в Ташкентском переулке. С начала года мы распределили все квартиры по гражданам в порядке признания их домов аварийными и подлежащими сносу.
Всего в городе 196 подобных домов. Некоторая часть из них не попала ни в одну из программ. Именно для этих людей квартиры и распределили. Помимо этого мы занялись теми программами, которые не были до конца исполнены в прошлом и позапрошлом годах. Городской департамент строительства и архитектуры сейчас организует аукцион по покупке необходимых квартир. Пока идет процесс государственной регистрации, сбор и оформление документов. Я думаю, что само переселение начнется в начале-середине следующего года.
Сейчас мы также работаем в рамках 254 и 86 постановлений Самарской области: заселяем микрорайон Озерный. До конца года 165 семей должны получить свои квартиры. Примерно половина из этого числа - собственники. На данный момент главой города Дмитрием Азаровым подписано более 70 постановлений о мене. А 6 октября в поселке Озерный были сданы первые три квартиры по договору мены. Это настоящий прорыв. Еще немного, и работа в этом направлении будет поставлена, что называется, на поток. Собственников в микрорайоне будет все больше. Вторая половина — наниматели, часть из которых переселяется по собственному желанию, остальные — на основании решения суда. Примерно четверть из 165 — граждане или семьи, которые переселяются по решению верховного суда, то есть самой высшей инстанции. Суд рассмотрел ситуацию, оценил катастрофичные условия, в которых люди живут сейчас, и принял решение переселить в Озерный.
- Есть ли изменения в вопросе приватизации в микрорайоне?
- Количество семей, которые хотят переехать в Озерный, резко увеличилось. Если в начале года их было всего 34, то сейчас — 165. И процесс не завершен. В том числе это касается роста количества собственников. Этому способствует то, что граждане начали приватизировать свои жилые помещения. Напомним, те, кто не использовал ранее это свое право, активно делают это сейчас. Получив квартиры в Озерном в собственность, люди могут распоряжаться ими по собственному усмотрению. Недавно мы проводили выездное совещание в микрорайоне и увидели, что на дверях висят объявления: «Куплю. Продам». Квадратный метр здесь сейчас стоит до 30 тыс. рублей в зависимости от этажа, планировки квартиры. Ряд граждан, которые в рамках правового поля не могут быть переселены куда-то в другое место, кроме Озерного, сами идут с нами на диалог, чтобы получить жилье и приватизировать его.
Второй момент - это решение Высшего арбитражного суда о возможности получения жилых помещений по договору мены также в собственность. Работа в этом направлении, как я сказал выше, уже начата. Рыночные механизмы не стоят на месте. Те, кто получили квартиры, приватизировали и продали их, заехали другие люди. В Самаре достаточно людей и за пределами города, которые готовы приехать сюда, работать и жить в Озерном. Им это удобно.
- Вы сказали, что будут закупаться новые квартиры для переселения граждан. Не повторится ли ситуация Озерного, когда жилье находится в другом конце города и люди просто не захотят переезжать?
- Повторюсь, что мы являемся лишь соисполнителем программы. Основной — городской департамент строительства и архитектуры. Именно он приобретает жилье высокой степени готовности для переселения из ветхого и аварийного жилья. На общих совещаниях мы будем учитывать опыт работы предыдущей администрации. Мы понимаем, что важно покупать квартиры в местах преимущественного пребывания граждан. Это некая обязательная инфраструктура: школы, работа, друзья. Та программа, которая будет реализовываться сейчас, максимально все это учтет. Подобрать жилье в соседнем квартале мы, конечно, вряд ли сможем. Но я уверен, что если оно будет в смежном районе, то наниматель согласится на переезд. Думаю, некоторые проблемы все-таки будут возникать. Но надеюсь, что са-марцы отнесутся к этому с пониманием: программа новая, и мы будем корректировать ее по ходу воплощения, учитывая опыт прошлых лет.
- Планируется ли в будущем строительство микрорайонов, подобных Озерному?
- Города всегда строились микрорайонами. В Озерном мы имеем низкое качество строительства, хотя изначально его можно было сделать некой жемчужиной Самары. На те денежные средства, которые были выделены и освоены, можно было сделать очень хороший поселок. Поэтому я не вижу проблемы в том, чтобы строить микрорайонами. Но если брать во внимание опыт Озерного, нужно делать выводы и не повторять ошибок. Площадок на территории города для массовой застройки, подобных этой, мы не найдем. Реально можно вести только точечную застройку. Поэтому если где-то и строить, то это будет дополнительное освоение окраин Самары. Возможно, продолжится развитие Озерного.
Автор: Юлия Жигулина