Городской департамент ЖКХ объявил о проведении конкурса для управляющих компаний. В обслуживающих жилой фонд Самары организациях должны заполнить специально составленные для этих целей анкеты, в которые входят вопросы по основным параметрам и показатели деятельности коммунальщиков. Полученный в результате рейтинг в департаменте ЖКХ планируют придать общественной огласке и разместить в сети интернет. В ведомстве сообщают, что управляющие компании имеют право отказаться от участия в этом мероприятии, но в таком случае выводы об их работе напрашиваются совершенно однозначные.
Идея провести публичную оценку деятельности самарских управляющих компаний обсуждается уже довольно давно. Появилась она буквально сразу после вступления в силу в сентябре прошлого года постановления Федерального правительства, утверждающего стандарты раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Власти рассчитывали, что это позволит улучшить качество услуг и помочь в борьбе со злоупотреблениями в сфере ЖКХ.
Почти год у городских властей и надзорных ведомств ушел на то, чтобы добиться от управляющих компаний выполнения требований постановления и публикации на сайтах организаций данных, подлежащих раскрытию. Отметим, что до сих пор на интернет-страничках далеко не всех УК можно найти всю необходимую информацию.
Более того, далеко не каждый житель сможет с легкостью разобраться даже в опубликованных сведениях. «Эту информацию потребителям очень сложно анализировать и делать выводы о том, как работает та или иная компания. Когда перед жителями стоит вопрос о подборе УК, они должны быть вооружены не просто абстрактными цифрами, а конкретными рекомендациями: эта организация более эффективна, другая – менее надежна и т. д.», – отмечал на одном из заседаний гордумы депутат, председатель комитета по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ Николай Скобеев. Тогда же народные избранники предложили сформировать рейтинг, в котором организации, занятые обслуживанием жилого фонда, были бы расставлены по позициям, согласно оценкам эффективности и качества их работы.
Инициативу поддержали и в городской администрации. Сначала в департаменте ЖКХ составили рейтинг управляющих компаний, главным показателем при формировании которого стало количество нарушений в сфере благоустройства. Промашки и проколы в работе УК выявляли во время проверок административные комиссии в районах.
Возглавил топ-лист Железнодорожный филиал ЗАО «ПТС-сервис», в котором с начала 2011 года выявили 68 нарушений. На втором месте – ООО МП «Энергия» (45 протоколов), на третьем – МП «Коммунальник» (34 протокола), далее следуют ООО «Содружество Мой дом» (24 протокола), ООО «Альтернатива» (23 протокола), ООО «Металлург» (18 протоколов).
Но на таком рейтинге в департаменте ЖКХ решили не останавливаться. Сразу же после публикации писка лидеров-нарушителей глава ведомства Вячеслав Тимошин пообещал, что уже в ближайшее время пройдет другой конкурс, в котором учтут и другие показатели работы управляющих компаний.
Сейчас специалисты департамента уже приступили к подготовке этого рейтинга. Все управляющие компании города получили специально разработанную анкету, в которую вошли вопросы по 16 пунктам – показателям деятельности УК. К примеру, обслуживающим организациям предстоит отразить динамику количества жалоб от населения и претензий от государственной жилищной инспекции за последние два года, указать процент охвата многоквартирных домов, в которых УК отчиталась о выполнении договорных обязательств, процент выполнения плата текущего ремонта жилого фонда, обозначить техническую оснащенность организации, стабильность оплаты поставщикам коммунальных услуг, а также собираемость платежей за ЖКУ и т. д.
Чтобы провести оценку по всем этим параметрам, департамент ЖКХ запросил у управляющих компаний письменные разрешения на публикацию указанных сведений об их работе и на проведение оценки по этим параметрам. По словам заместителя руководителя департамента ЖКХ Андрея Поташникова, УК имеют право отказаться участвовать в рейтинге, однако их отказ также будет предан огласке, а выводы о деятельности таких «скрытных» обслуживающих организаций напрашиваются сами собой.