Недвижимость Олег Скуфинский, председатель комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости ТПП РФ: «Чтобы налог на недвижимость воспринимался как справедливый, платежи должны идти на благоустройство территории, где человек проживает»

Олег Скуфинский, председатель комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости ТПП РФ: «Чтобы налог на недвижимость воспринимался как справедливый, платежи должны идти на благоустройство территории, где человек проживает»

Олег Скуфинский, председатель комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости ТПП РФ: «Чтобы налог на недвижимость воспринимался как справедливый, платежи должны идти на благоустройство территории, где человек проживает» | 63.ruОлег Скуфинский, председатель комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости ТПП РФ: «Чтобы налог на недвижимость воспринимался как справедливый, платежи должны идти на благоустройство территории, где человек проживает» | 63.ru

Последние несколько лет в России с большим ажиотажем обсуждается тема введения единого налога на недвижимость, который заменит собой налог на имущество физических лиц и земельный налог. Самарская губерния выступает в качестве пилотного региона, где подготовка к проведению налоговой реформы началась раньше, чем во многих других регионах. Что необходимо, чтобы налог на недвижимость не стал непосильным бременем для большей части жителей нашей страны и воспринимался как справедливый и необходимый? На эти и другие вопросы ответил председатель комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Торгово-промышленной палаты РФ, член правления ТПП РФ Олег Скуфинский.

Олег Александрович, введение единого налога на недвижимость в нашей стране переносили уже не раз. А как по-вашему, когда бы было целесообразно проведение этой налоговой реформы?

– В первую очередь необходимо просчитать все экономические последствия – буквально с точностью до каждого земельного участка, до каждого объекта капитального строительства – и только после этого принимать решение о введении или не введении единого налога на недвижимость. По нашим подсчетам, на такую работу потребуется не менее года. За этот период представители и власти, и бизнеса, и общественных организаций должны провести анализ всех возможных последствий. И именно на основе сделанных выводов нужно устанавливать параметры и элементы налогообложения – налогооблагаемую базу, ставки налога, налоговые вычеты. Только при наличии всей этой информации можно принимать решение о проведении налоговой реформы.

То есть 1 января 2013 года – последняя из называемых дат введения налога на недвижимость срок слишком короткий?

– Если помните, сначала вообще называлась дата 1 января 2012 года. И прекрасно, что в конечном итоге сроки сдвинулись еще на дог. Чтобы успеть до 1 января 2013 года провести все необходимые подготовительные мероприятия, о которых я говорил, работать придется по очень плотному графику. А с учетом особенностей текущего и следующего года, а именно с учетом декабрьских выборов в государственную думу и мартовских выборов президента страны, на мой взгляд, более объективно было бы говорить о 1 января 2014 года как о наиболее оптимальном сроке для начала проведения налоговой реформы. Но в любом случае, скорее всего, решение о введении или не введении налога будет приниматься на уровне субъектов федерации. Если в регионе есть вся законодательная база, подготовлена информационная основа, а главное, готово общество, то налог на недвижимость можно вводить.

Олег Александрович, а какого эффекта ждут от введения налога на недвижимость?

– Эффект от введения налога будет определяться как раз элементами налоговой политики: ставками, вычетами и налоговой базой. Цель же реформы выражается в том, чтобы возникала мотивация формировать полный и достоверный кадастр недвижимости. Не секрет, что, по данным официальной статистики, в земельном кадастре сегодня значится около 50 млн земельных участков. По прогнозам, в кадастр по капитальному строительству будет включено 83 млн объектов во всей стране. Но, на наш взгляд, эти цифры существенно занижены. В России гораздо больше объектов капитального строительства, но не все они поставлены на кадастровый учет. Не секрет, что есть целые коттеджные поселки, которые до сих пор официально не зарегистрированы. Существует множество объектов, построенных без разрешений на строительство. Люди уже живут, но намерено не вводят дома в эксплуатацию по понятным всем причинам. Суть же налоговой реформы – мотивировать граждан и органы власти ставить объекты на кадастровый учет, вводить их в рыночный оборот и, тем самым, становиться добросовестными налогоплательщиками.

Вторая задача введения нового налога – стимулировать формирование представления о недвижимости как едином объекте. На сегодняшний день такого понятия как единый объект недвижимости нашей стране просто не существует. Есть отдельный земельный участок и отдельный объект капитального строительства. Причем очень часто значатся они в различных информационных базах. Налог на недвижимость мотивирует создание единого информационного поля – кадастра недвижимости.

А что такое кадастр? По сути это такая информационная основа государства. Если государство знает, какими активами оно обладает, оно может грамотно этими активами распорядиться.

Какова, по-вашему, оптимальная ставка для налога на недвижимость?

– С учетом событий, которые произошли в налоговой политике сегодня, оптимальная ставка должна быть установлена на таком уровне, чтобы не приводить к увеличению налоговой нагрузки на бизнес и граждан. И эта позиция должна сохраняться в среднесрочной перспективе, потому что дополнительных сборов сегодня ни бизнес, ни граждане не выдержат, особенно с учетом регулярного роста коммунальных платежей, тарифов и т. д.

Значит ли это, что налог на недвижимость не станет дополнительным финансовым бременем для жителей страны?

– Все обсуждения проекта налоговой реформы, которые идут на федеральном уровне, свидетельствуют о том, что нет никаких предпосылок, что для обычного гражданина налоговая нагрузка вырастет. Наоборот, она, может быть, даже снизится, поскольку налог на недвижимость позиционируется, прежде всего, как налог на богатство. В частности, доказательством тому может служить система налоговых вычетов. Обсуждается следующий вариант: налогом не будет облагаться жилплощадь до 50 квадратных метров. По статистике, в России 83% граждан проживают в квартирах площадью до 52 квадратных метров. То есть это как раз тот метраж, который, вероятно, попадает под налоговый вычет. Если же у тебя есть излишки, например, квартира не 50 квадратных метров, а 100, то налог нужно будет платить только за половину квадратных метров.

Кроме того, не секрет, что если вечером проехать по улицам крупного города, становится заметно, что больше, чем в половине окон в новостройках, введенных в эксплуатацию, не горит свет. Это говорит о том, что в доме много инвестиционных квартир. Вот как раз за такую жилплощадь – за вторую, за третью, за четвертую квартиру – придется платить, что называется, по полной программе.

Любой добросовестный налогоплательщик не раз задавался вопросом, куда идут его деньги, на какие цели? Аналогичный вопрос наверняка возникнет у большинства и при внедрении нового единого налога на недвижимость...

– Это еще один очень важный момент. На мой взгляд, налоговые платежи должны идти на целевые нужды. В нашей стране считается в порядке вещей, когда мы сами строим трансформаторную подстанцию в своем дачном поселке, сами ремонтируем дорогу, сами вывозим мусор, сами ставим детские площадки возле своих домов. Поэтому и возникает вопрос, на что идут деньги, которые мы регулярно платим. Чтобы налог на недвижимость так не воспринимался, платежи за жилье или за землю как раз должны идти на нужды благоустройства той территории, где ты проживаешь. Точно так же, как с коммунальными и жилищными платежами. Заплатил за лифт, за воду и знаешь: лифт едет, вода течет. В отношении же налогов пока возникает разрыв: я заработал деньги, заплатил все налоги, в том числе на доходы физических лиц, НДС, купил земельный участок, построил на свои же деньги дом и опять должен за него платить какой-то налог, который непонятно куда идет.

Принцип единой кассы, который сегодня в налоговой системе, – для налогоплательщиков, по сути, черный ящик. Поэтому перед правительством и местными органами стоит еще одна очень важная задача – увязать налоговые платежи за недвижимость с теми целями, на которые они, очевидно, должны идти. И тогда каждому станет понятно, что муниципальное образование как управляющая компания эффективно распоряжается средствами налогоплательщиков. Гражданин видит результаты, и у него не возникает чувство, что его обманули. Он понимает, что его платежи – тысяча или две тысячи рублей в год – идут на ремонт дорог, на школы, на детские сады, на благоустройство дворов, на детские площадки и т. д. Только при таком развитии событий появляется ощущение справедливости налога на недвижимость. В противном случае реформа может превратиться просто в профанацию. И это еще одна особенность налога на недвижимость, которую сегодня необходимо обсуждать.

За кем останется окончательное решение того, когда будет введен единый налог на недвижимость (1 января 2013 года или позднее)?

– На этот вопрос можно ответить двояко. С одной стороны, последнее слово за президентом страны, который будет подписывать главу Налогового кодекса. С другой стороны, за гражданским обществом.

Сегодня – и все мы это наблюдаем – различные общественные институты очень активное участвуют в жизнедеятельности государства, в том числе в экономической сфере. И если инициатива введения единого налога на недвижимость вызовет серьезный негативный резонанс в том или ином субъекте федерации, либо станет ясно, что регион по какой-то объективной причине не готов, я уверен, что эта позиция тоже будет услышана. Кроме того, сейчас законодатели предусмотрели целый набор механизмов, которые позволяют налогоплательщику корректировать свою налоговую базу простыми и доступными способами. В том числе, появится несколько площадок, на которых голос гражданина будет услышан. В частности, налогоплательщику планируется предоставить возможности во внесудебном порядке решить спорный вопрос по кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Расскажите подробнее, о чем идет речь?

– Планируется, что при отделениях Росреестра появятся специальные комиссии, в которые налогоплательщик может обратиться, чтобы оспорить величину кадастровой стоимости недвижимости, из расчета которой и будет начисляться налог. Основаниями для спора могут быть неверность или некорректность сведений, которые использовались при кадастровой оценке объекта. Либо заявитель может оспорить саму кадастровую стоимость. Для этого ему необходимо заказать проведение оценки рыночной стоимости и принести заключение экспертов в комиссию. Если разница между установленной кадастровой стоимостью и рыночной составит менее 30%, то комиссия устанавливает кадастровую стоимость в размере рыночной. Если же рыночная и кадастровая стоимость не совпадут более, чем на 30%, окончательное решение по установлению верной кадастровой стоимости будет принимать специальная саморегулируемая организация. Оспорить и исправить величину кадастровой стоимости объекта недвижимости налогоплательщик может в течение шести месяцев после ее обнародования.

Фото: Фото с сайта tpp-inform.ru/official/996.html

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления