Почти 2,5 миллиарда рублей должны жители Самары за оплату жилищно-коммунальных услуг. По сравнению с началом прошлого года эта сумма возросла почти на 500 миллионов рублей. Почему уже второй год подряд все больше горожан фактически отказываются оплачивать квитанции по квартплате? Кто виноват – нерадивые собственники, попросту забывающие о необходимости рассчитываться за воду и тепло в доме, или управляющие компании, не стремящиеся предоставлять населению качественные услуги?
По состоянию на декабрь 2011 года размер общего долга по платежам населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги составил 2 млрд 462,5 млн рублей. Такие данные сайту Dom63.ru предоставили в департаменте ЖКХ администрации Самары.
Около 2 млрд 69,2 млн рублей приходится на задолженность по управляющим организациям, работающим по агентским договорам с МП «ЕИРЦ». Еще около 400 млн рублей – долг по УК, самостоятельно осуществляющим начисление, сбор средств с населения и перечисление платежей поставщикам жилищно-коммунальных услуг.
Чуть больше года назад, в преддверии 2011 года, общая сумма задолженности жителей областной столицы по оплате жилищно-коммунальных услуг составляла около двух миллиардов рублей. За год размер долга увеличился почти на полмиллиарда.
«При этом с каждым годом продолжает увеличиваться процент должников, которые принципиально отказываются оплачивать жилищно-коммунальные услуги, поскольку не согласны с их качеством, – отмечает председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ общественной палаты Самарской области ВикторЧасовских. – Конечно, качество услуг зачастую действительно оставляет желать лучшего, однако просто не оплачивать квитанции неправильно. Если вас не устраивает то, как вас обслуживает управляющая компания, необходимо писать заявление и требовать пересчета начислений», – добавляет эксперт.
Однако о том, что качество предоставляемых услуг все же серьезно влияет на добросовестность и своевременность их оплаты жильцами, признают и в самих управляющих компаниях. «Если люди видят, что управляющая компания работает: чистит снег во дворах, убирает мусор с контейнерных площадок, содержит в чистоте подъезды, вовремя проводит текущий ремонт жилого фонда – то и к оплате жилищных и коммунальных услуг они относятся более ответственно», – рассказывает депутат гордумы, директор управляющей компании «Приволжский ПЖРТ» Минахмет Халлиулов.
Другая категория злостных неплательщиков – из тех, кто вспоминает про квитанции по квартплате только после того, как рассчитаются по всем кредитам или съездят отдохнуть. То есть платят за жилищно-коммунальные услуги по остаточному принципу.
С таким должниками управляющие компании, если обычные предупреждения не помогают, в основном борются через суд. В отношении же тех, кто действительно оказался в трудной жизненной ситуации и не может оплачивать жилищные и коммунальные услуги по объективным причинам, УК применяют более лояльные методы: предоставляют рассрочку платежей либо предлагают отработать долг в самой обслуживающей организации. В некоторых управляющих компаниях предлагают и другие способы погашения задолженности.
«С 2011 года в нашей компании начат работать отдел недвижимости. Тем, кто не может «потянуть» квартплату за проживание в большой квартире, можно предложить обмен на более компактное жилье. К примеру, мы помогаем собственнику продать трех- или четырехкомнатную квартиру и находим для него подходящую «двушку» или «однушку». А за счет разницы в цене человек получает возможность погасить большой долг по квартплате. На такой обмен идет очень много пенсионеров, которые живут одни в больших квартирах. Всего же за год в нашей организации помогли разменять таким образом около 15 квартир», – рассказывает г-н Халлиулов.
Тем не менее для большинства управляющих компаний вопрос неплатежей остается крайне трудно решаемым. В тройку лидеров, накопивших наибольшую дебиторскую задолженность за жилищно-коммунальные услуги, по данным департамента ЖКХ, попали УК «ПТС-Сервис», УК «ПЖРТ Промышленного района» и УК «ПЖРТ Куйбышевский».
Общая дебиторская задолженность в управляющей компании «ПТС-Сервис» составила 566,3 млн рублей. Из них объем текущего долга со сроком до двух месяцев – 165,8 млн рублей. Просроченная задолженность за период свыше двух месяцев – 200 млн рублей. Еще 200,4 млн рублей приходится на неоплату прошлых лет.
Дебиторская задолженность в УК «ПЖРТ Промышленного района» – 152,9 млн рублей. Большая часть суммы – 59,4 млн рублей – объем неплатежей за последние два месяца. Чуть меньше – 55,4 млн рублей – долги жителей за несколько прошлых лет. 38,1 млн рублей – просроченная задолженность за период свыше двух месяцев.
Управляющая компания «ПЖРТ Куйбышевский» накопила дебиторскую задолженность в размере 145,7 млн рублей: 59 млн рублей – задолженность прошлых лет, 67,4 млн рублей – просроченная задолженность свыше двух месяцев, 19,3 млн рублей – объем текущей задолженности (до двух месяцев).
Общая же задолженность управляющих организаций перед поставщиками ЖКУ по состоянию на декабрь 2011 года составила 3 млрд 664,9 млн рублей.
Фото: Фото с сайта Nmn.by