Продажа и покупка квартиры для человека, далекого от реалий рынка недвижимости, – процедура сложная и запутанная. Как правильно определить цену, где разместить информацию об объекте, как вести переговоры и произвести хорошее впечатление на потенциальных покупателей? Секретами успешной продажи жилья с читателями сайта Dom63.ru поделился генеральный директор агентства недвижимости «КвартирникЪ» Вячеслав Бабанов.
С прицелом на цену
– Если вы решили заниматься продажей квартиры самостоятельно, то первое, с чего следует начинать, – это оценка квартиры. Нужно понять, сколько такой объект может стоить, и отдавать себе отчет, что наши желания далеко не всегда совпадают с действительностью. Например, обыкновенная «хрущевка», которая стоит 1,5 млн рублей, пусть даже с евроремонтом за 3 млн рублей, не может стоить 4,5 млн рублей. Максимум за сколько ее купят – 2,5 млн рублей. Помните, что далеко не всегда продажа объекта позволит вам полностью вернуть все вложенные в объект средства. Реально взглянуть на ситуацию позволит изучение рынка, которое может провести каждый. Внимательно посмотрите на все предложения о продаже квартир, аналогичных вашей. Лучше, если помимо цен, по которым объекты выставлены на продажу, вы сможете узнать, за сколько похожие предложения уже были проданы. Конечно, далеко не всегда человек, не связанный с рынком недвижимости, может получить эту информацию. Но попытаться можно. Например, поинтересоваться, почем купили такую же, как у вас, квартиру соседи, которые недавно переехали в ваш дом. Правда, и здесь нужно понимать, что слухи нередко бывают преувеличенными.
Много рекламы – хорошей и разной
– Помните, чем больше рекламы о продаже своей квартиры или любой другой недвижимости вы дадите, тем лучше. Нельзя ограничиваться размещением объявления на каком-то одном портале в Интернете или в одной газете. Опубликуйте информацию на трех-четырех сайтах, в нескольких газетах и журналах. Незаменимой остается и примитивная расклейка объявлений. Если не сработает один из видов рекламы, сработает другой. Кроме того, объект нужно правильно рекламировать. Например, продавая комнату в коммуналке, вряд ли стоит тратиться на наружную рекламу. Другое дело, если вы продаете большой участок земли с коммуникациями либо элитный объект недвижимости. В этом случае будет уместным и даже необходимым вложиться в рекламу – разместить материалы в дорогих глянцевых журналах, серьезных статусных изданиях, пишущих на политические или экономические темы, задействовать «наружку». Считается, что пять основных источников информации: Интернет, печать, межриелторские базы, наружняя реклама и телевидение – гарантируют продажу объекта на 90%. Однако не стоит списывать со счетов оставшиеся 10%. Вероятность успешной продажи серьезно возрастет, если вы задействуете хотя бы еще один нестандартный канал информации. Например, разместите рекламу о продаже объекта в газете бесплатных объявлений в Тюмени.
Побольше позитива
– Само по себе объявление о продаже недвижимости должно быть как можно более информативным. Тогда человеку будет гораздо проще сориентироваться. При этом нужно указывать только положительные качества вашего объекта. Обязательно напишите, что квартира просторная, чистая, светлая. А вот о соседях-алкоголиках в объявлении лучше умолчать. Значительно повышает эффективность объявления и указанная в нем цена. Многие считают, что если не называть цену, звонков поступит намного больше. Но это ошибочное убеждение: большинство даже не станут звонить по объявлению без цены. Когда человек ищет квартиру, ему нередко приходится обзвонить до 20-30 объявлений. Для неподготовленных людей это довольно сложно. Поэтому замечено, что по объявлениям с ценами покупатель звонит в первую очередь. И только потом, если ничего подходящего не находит, рассматривает объекты, цена на которые не указана. Еще один способ привлечь внимание к своей квартире – оригинально подойти к написанию объявления. Правда, необычная презентация подходит далеко не для каждого объекта. Если вы продаете однокомнатную элитную квартиру, рассчитанную на молодого холостяка, то оригинальное объявление может сыграть вам на руку. Если же речь идет о стандартной трехкомнатной «хрущевке», которую, скорее всего, купит, семья, довольно ограниченная в средствах, то необычная подача информации, напротив, может не понравиться потенциальным покупателям. Лучше просто снабдить объявление цепляющими оценочными характеристиками – хорошая, теплая, комфортная, светлая, уютная и так далее.
Квартира напоказ
– Очень важно, чтобы ваша квартира понравилась потенциальным покупателям, которые придут ее посмотреть. Для этого необходимо, чтобы жилье производило хорошее впечатление. Зачастую бывает, что даже большая, просторная квартира не производит должного впечатления из-за того, что слишком захламлена, в ней не очень приятно пахнет или недостаточно освещения. Поэтому соблюдайте элементарные правила: приберитесь в квартире, вытрите пыль, вынесите мусор. Позаботьтесь и о том, чтобы в подъезде не было никаких раздражающих запахов. Иногда, чтобы раскрыть потенциал квартиры, а также быстро и выгодно ее продать, нужно сделать небольшой косметический ремонт. Например, побелить желтые потолки, чтобы не портить впечатление. Следует также правильно выбрать время для показа своей квартиры. Некоторые помещения лучше показывать в светлое время суток, некоторые – вечером. Так покупателей может привлечь хороший вид из окна на ночной город. Придерживаясь этих элементарных мер, вы сможете показать вашу квартиру с наиболее выигрышной точки зрения. А поскольку большинство покупателей приобретают квартиры именно для того, чтобы в них жить, нужно, чтобы объект приглянулся им с первого взгляда, чтобы людям захотелось сюда переехать. Если это произойдет, то они будут готовы даже немного переплатить.
Документы наготове
– Заранее можно позаботиться и о документах, которые могут вам понадобиться для проведения сделки. Помимо свидетельства о праве собственности, покупатель может запросить у вас выписку из единого государственного реестра прав, чтобы убедиться, что на объект не наложены никакие обременения. Подготовьте также справки и квитанции, свидетельствующие о том, что вы погасили все задолженности по квартплате и жилищно-коммунальным услугам. Кроме того, возьмите справку о зарегистрированных в квартире лицах либо об их отсутствии.
Хорошая квартира – у хорошего человека
– Большое значение для успешной продажи имеет не только сама квартира, но и личность продавца. Зачастую люди не просто покупают квартиру, а покупают ее у хорошего человека. Поэтому доверить ведение переговоров с потенциальными покупателями лучше тому члену семьи, который умеет производить хорошее впечатление.
Меньше народу – успешнее продажа
– Показывая объект потенциальным покупателям, позаботьтесь о том, чтобы дома было как можно меньше людей. Приходя смотреть квартиру, человек как бы примеряет ее на себя. Поэтому присутствие во время показа жильцов может испортить все впечатление. Тем более если речь идет не просто о членах вашей семьи, а о квартирантах. Они менее всего бывают заинтересованы в продаже квартиры, поэтому, даже если будут молчать, одним своим недовольным видом могут сорвать переговоры с потенциальным покупателем.
Торг без давления
– Многие продавцы указывают в объявлении возможность торга, однако оказываются совершенно не подготовленными к тому, что покупатели с порога начинают торговаться и пытаются сбить цену. Для грамотного риелтора вообще не составит никакого труда снизить цену на 200-300 тысяч рублей. Самое главное в этом случае не совершать поспешных поступков и сразу же ни на что не соглашаться. Возьмите паузу на несколько дней, чтобы все хорошенько взвесить. Спокойно выслушайте пожелания покупателя и его риелтора и на свежую голову, когда не будет давления со стороны, подумайте, сколько вы могли бы уступить и следует ли это делать вообще.
Психологическая закалка
– Продажа квартиры, равно как и ее покупка – мероприятие важное и ответственное и для продавца, и для покупателя. Для многих это становится серьезным испытанием. У кого-то просто не выдерживают нервы. Поэтому, начиная заниматься продажей своей квартиры, помните о так называемом человеческом факторе. Запаситесь терпением и не забывайте, что на любом этапе сделки вероятность того, что вторая сторона может ее прервать, достаточно велика. К этому тоже нужно быть готовым и при любом исходе не следует отчаиваться и опускать руки.
Здравый подход
– Наконец, пожалуй, самое главное. Если вы задумались о продаже квартиры и хотите сделать это самостоятельно, постарайтесь здраво оценить свои возможности. Помните, что в ходе проведения переговоров и сделки может возникнуть множество нюансов. Те, кто с этим сталкивался, признаются, что если бы знали о всех тонкостях заранее, обязательно бы обратились за помощью к профессионалам. Поэтому если вы сомневаетесь в своих силах и понимаете, что без консультации специалиста вам не обойтись, либо хотите сэкономить время и силы – просто позвоните в агентство недвижимости «КвартирникЪ» и узнайте о специальных условиях и акциях.
ООО «АН «КвартирникЪ»,
Квартирникъ.рф;
тел. (846) 249-00-49.