Некоторые не особо грамотные или талантливые дизайнеры обычно любят использовать термин «эклектика» в описании непонятного нагромождения, который они гордо именуют: дизайн в стиле эклектики. Соглашусь, что действительно сей термин в энциклопедическом словаре имеет следующее определение: эклектика – механическое соединение разнородных стилей, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов даже в пределах одного и того же изделия.
С другой стороны, несмотря на свою кажущуюся простоту этот стиль требует просто феноменального вкуса, знаний и, конечно же, таланта. Хотя для «домашнего» использование вполне хватит знаний некоторых правил использования данного стиля в интерьере.
Немного истории
Данный стиль сформировался в XVIII веке и тогда же получил свое название. Но элементы эклектизма можно заметить в позднем древнеримском искусстве, где сочетались формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Передней Азии. И если пристально всмотреться в культуру некоторых исторических эпох, то можно сказать, что эклектика существовала всегда. Когда одно направление в искусстве умирает, то зарождается другое, которое так или иначе впитывает элементы старого. Чем не смешение стилей?
В России развитие данного стиля совпадает со временем реформ, важнейшей из которых была отмена крепостного права. Происходит обновление быта людей, и все это, конечно же, не могло не найти отражения в искусстве. В то время в московской архитектуре параллельно уживались несколько стилей:
русско-византийский стиль – использовали при строительстве государственных и церковных сооружений;
русский стиль – используемый при строительстве новых для того времени сооружений таких, как вокзалы, банки, торговые, конторские здания, крупные доходные дома;
неоренессанс;
необарокко;
неорококо;
неоготика.
Характерной особенностью застройки Москвы 1870–1890-х годов стало появление монументальных, представительных, нередко перегруженных декором, иногда причудливых и вычурных по своим формам зданий, тем не менее достаточно органично вошедших в структуру города (Государственный банк на Неглинной улице, архитектор К. М. Быковский, 1893–1895; Международный торговый банк на Кузнецком мосту, архитектор С.С. Эйбушитц, 1898; Сандуновские бани, архитектор Б.В. Фрейденберг, 1894–1895). Для общественных зданий и особняков эклектики характерна отделка интерьеров в различных «исторических стилях» (классицизирующих, неоготическом, мавританском и др.).
Эклектика в интерьере проявлялась в сочетание мебели двух-трех различных стилей, объединенных цветом, текстурой, архитектурным решением. Для раннего периода, когда эклектика была особенно распространена, характерно повторение и смешение разных исторических стилей – рококо, ренессанса, ампира.
Гармония во всем
Но как можно сочетать несочетаемое? Один прием должен объединить множество разнообразных форм. Тогда интерьер будет гармоничным. Именно так и зародились основы эклектики. Этот прием приобрел значение стиле- и формообразующего принципа, позволяя говорить о едином типе организации (или дезорганизации) стиля и в таком узком смысле – о его единстве. Равномерность, равнозначность охватывает все возможные сферы существования эклектики.
Кажется, что невозможно выделить какие-то отличительные черты у этого «стиля из стилей», однако они существуют: пластичные формы, обилие текстиля, мягкость и удобство мебели, множество декоративных элементов. Декор очень важен в эклектике, потому как именно детали помогают расставить акценты. В эклектике рекомендуется делать акцент на каком-нибудь одном элементе. Главным объединяющим фактором обычно является цветовое решение интерьера. Именно цвет поможет соединить, казалось бы, несоединяемое.
Вообще, эклектика – это сплошная индивидуальность и неповторимость, особенно ярко отражая характер и привычки хозяев помещения. Сегодня эклектизм привлекает людей своей нестандартностью и органичностью соединений. Современные дизайнеры считают, что зародившееся сейчас смешение стилей в нынешнем тысячелетии приобретет черты единого гармоничного направления.
Фото: Фото с сайта Apartmenttherapy.com