Главная причина медленной реализации реформы ЖКХ в отсутствии должных инвестиций, а также четкой схемы преобразования отрасли. Именно эти проблемы выделяют в качестве основных самарские специалисты коммунальной сферы и представители органов местного самоуправления.
Реформа ЖКХ в России длится уже около 20 лет, однако видимых благотворных результатов на себе большая часть населения страны пока не ощущает. Проблемы, с которыми столкнулся Самарский регион во время реализации преобразований в отрасли, обсудили в Общественной палате области.
«К сожалению, реформа жилищно-коммунального хозяйства, начатая еще в 90-е годы, до сих пор не завершена и – что самое главное – не дает того эффекта, который от нее ожидали. Цели обозначались благие: конечным результатом реформы должно было стать существенное повышение качества жилищно-коммунальных услуг при одновременном снижении их себестоимости. Иными словами, во главу угла ставились именно интересы жителей. Однако всем очевидно, что поставленные задачи не решены. Более того, не только население, но и специалисты в соответствующей сфере зачастую не понимают, что же такое «реформа ЖКХ»?» – отмечает председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ Общественной палаты Виктор Часовских.
По мнению большинства экспертов, основная причина замедленной модернизации сферы ЖКХ – нехватка средств. Так, как рассказал руководитель управления развития энергетики, энергоснабжения и повышения энергетической эффективности министерства энергетики и ЖКХ Самарской области Вадим Маслов, на восстановление системы теплоснабжения региону в ближайшие пять лет необходимо около 10 млрд рублей. Но бюджетное финансирование по соответствующей программе покроет лишь 30 процентов от этой потребности.
Или: на замену отслуживших свой век лифтов только Тольятти требуется около 4,5 млрд рублей. А по областной программе на весь регион в 2013 году предусмотрено всего 400 млн рублей.
Спасти отрасль может лишь привлечение в жилищно-коммунальное хозяйство внебюджетных средств. Однако заинтересовать частный капитал в участии в модернизации ЖКХ могут, по мнению экспертов, лишь гарантии возврата вложений. Но и здесь возникают расхождения. Окупаемость инвестиций в ЖКХ – семь-десять лет, а бюджеты формируются в основном на один-три года. То есть полных гарантий государство дать просто не может. Плюс ко всему бизнес останавливают установленные ограничения роста коммунальных тарифов: входить в эту отрасль частным инвесторам просто невыгодно.
Другая беда реформы ЖКХ, уверены специалисты, отсутствие общей единой стратегии развития.
Как отметил и.о. руководителя департамента ЖКХ администрации Самары Денис Абарин, основная проблема реформы ЖКХ заключается в том, что нет некоего «общего плана» ее реализации. Законодатель берется то за один, то за другой элемент системы, словно не понимая, что жилищно-коммунальное хозяйство – единая отрасль.
«Необходима корректировка программы реформирования ЖКХ. Причем очевидно, что чтобы модернизация проходила не на словах, а на деле, нужно, чтобы в отрасль пошли инвестиции, а для этого должны быть созданы соответствующие условия», – резюмировал Виктор Часовских.
Фото: Фото с сайта Old.er.ru