Контрольно-счетная палата Самары выявила в работе мэрии целый комплекс нарушений, связанных с использованием памятников и объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности. Некоторые здания до сих пор не зарегистрировали, другие продали с нарушением законодательства. При этом денег на содержание объектов выделяют ничтожно мало, по сравнению с суммами, поступающими в бюджет от сдачи памятников в аренду.
Контрольно-счетная палата Самары провела проверку использования и распоряжения объектами культурного наследия, находящимися в муниципальной собственности, во время которой аудиторы выявили множество нарушений.
Из 1280 памятников, находящихся на территории, права муниципальной собственности зарегистрированы лишь на 575 объектов. 26 зданий передано в оперативное управление, 98 находятся в хозяйственном ведении. «Отсутствие правоустанавливающих документов почти на половину памятников не дает возможности оформить паспорта культурного наследия и охранные обязательства, а значит, и принять меры по предотвращению разрушений и причинения вреда зданиям», – отмечает заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Самары Татьяна Романенко.
В нарушение Земельного кодекса РФ в Самаре до сих пор не установлены зоны охраны объектов культурного наследия, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, охраняемого природного ландшафта. Это, в свою очередь, приводит к несоблюдению градостроительных ограничений по отведению земель на территориях, занятых памятниками, под строительство без согласования обременений. В результате в нескольких случаях это привело к разрушению и даже сносу объектов культурного наследия, рассказала Татьяна Романенко. Например, так произошло с особняком Наймушкина на улице Степана Разина, 106. Еще несколько памятников снесли во время строительства новостроек в районе музея имени Алабина.
Многие объекты культурного наследия в Самаре за предыдущие несколько лет вообще вывели из муниципальной собственности нелегально. В частности, памятники распродавались на аукционах, в то время как единственно допустимым по закону способом приватизации таких зданий может быть только конкурс. Кроме того, часть объектов передали в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям. Последние же эксплуатируют памятники неэффективно. Аудиторы Контрольно-счетной палаты отмечают, что в МП не принимают должных мер по восстановлению зданий, не выполняют охранные обязательства. Из 142 объектов культурного наследия, находящихся в хозведении муниципальных предприятий, средства на ремонтные работы выделяли только по трем. А некоторые МП вообще избавились от «балласта», продав переданные им памятники. Например, МП «Ремжилуниверсал» продало семь таких зданий.
Однако проблемы с финансированием работ по восстановлению объектов культурного наследия ощущают не только муниципальные предприятий, но и в самой городской администрации. В Контрольно-счетной палате отмечают, что в минувшем году на эти цели из городского бюджета направили всего 1,965 млн рублей, что составляет всего 3,4% от поступивших в казну средств от использования памятников. Так, за 2011 год доходы от сдачи в аренду муниципальных объектов культурного наследия составили более 57,2 млн рублей.
В ответственных профильных департаментах управления имуществом и культуры на замечания, сформулированные аудиторами, отвечают, что план по устранению нарушений уже составили и даже приводят в исполнение. Заместитель главы департамента управления имуществом, руководитель управления по экономике и финансам Олеся Четверикова отметила, что сейчас в ведомстве идет работа по составлению и уточнению реестра объектов культурного наследия, продолжается регистрация прав муниципальной собственности на памятники. «Также мы обратились в суд с требованиями о расторжении договоров аренды по объектам культурного наследия, арендаторы которых задолжали городу крупные суммы», – сообщила Олеся Четверикова.
Что касается случаев незаконной приватизации памятников, то, по словам чиновников мэрии, все они произошли во время работы предшествующих администраций.
А в департаменте по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики отметили, что не менее сложно будет вернуть переданные ранее в хозведение муниципальным предприятиям объекты культурного наследия. Добровольно на это в МП вряд ли пойдут, а если мэрия сделает это в «приказном порядке», ее могут обвинить в доведении предприятия до банкротства.
По мнению депутата гордумы Сергея Алехна, ситуация с объектами культурного наследия в Самаре действительно безобразная. Во многом причины этого в разрозненности полномочий по использованию и сохранению памятников в разных департаментах администрации. «Регистрацию и учет объектов культурного наследия ведут в департаменте управления имуществом, МП и арендаторы должны заниматься содержанием, департамент культуры готовит различные программы по охране. В результате такой разрозненности мы получаем только полуразрушенные объекты», – считает Сергей Алехин. Один из вариантов наладить более планомерную работу по восстановлению и сохранению памятников – создание специального городского фонда, который позволил бы направлять все средства, поступающие в бюджет от использования объектов культуры на их содержание и реконструкцию. «По аналогичному принципу работает федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ, который позволяет аккумулировать целевые средства в отдельной копилке и тратить их только на определенные мероприятия, например на капремонт», – отмечает депутат.
Фото: Фото из архива Dom63.ru