Недвижимость Самара теряет лицо

Самара теряет лицо

Фото: Владимир Сверкалов

Самарские зодчие призвали общественность обратить пристальное внимание на то, что крупнейший город на Волге стремительно теряет свое лицо. И происходит это не только из-за разрушения исторического ядра с уникальными памятниками архитектуры, но и по причине убогого новостроя: от кичливых коттеджей в зеленой зоне до клонированных небоскребов из стекла и бетона.

- В Самаре одна из сильнейших архитектурных школ в России, наши студенты ежегодно становятся призерами и лауреатами многочисленных международных конкурсов. И в то же время с каждым годом в городе появляется все больше далеко не самых лучших архитектурных произведений, - посетовал председатель регионального отделения Союза архитекторов России Юрий Корякин.

Обсуждению этого парадокса был посвящен «круглый» стол, организованный региональным отделением Союза архитекторов России. На него пригласили не только представителей СМИ, но и чиновников, однако последние (за исключением главного архитектора Самары Виталия Стадникова) от дискуссии воздержались.

- Архитекторы традиционно работали с властью, но на протяжении последних 10-15 лет этого сотрудничества уже нет. Каждому новому градоначальнику Самары мы предлагаем обсудить вопросы качества городской среды, оказать содействие, но ни один из них не изъявил желания встретиться с профессиональным сообществом, - констатировал член правления Самарского отделения САР Юрий Астахов.

В результате того, что архитекторов сегодня практически не привлекают ни к разработке градостроительных документов, ни к обсуждению концепции развития территорий и строительных проектов, в Самаре появляется все больше несуразных зданий, совершенно не вписывающиеся в сложившуюся среду.

Главная беда самарского градостроительства - низкое качество проектов. Причин тому множество. Одна из них - отсутствие конкуренции между зодчими, вторая - остаточный принцип финансирования архитектуры. Если во всем цивилизованном мире затраты на проектирование составляют минимум 15 процентов от стоимости строительства, то в Самаре - не больше трех. Инвесторы всячески стараются сэкономить на проекте, особенно на его архитектурной части, тем более что существующее законодательство им это позволяет. Власть в регионах отчитывается за сданные метры жилья, а не за архитектурные изыски. Не будет плана по вводу жилья - не будет и дотаций на строительство соцобъектов. А потому принимают такие дома, какие есть. Но, даже выполнив план такой ценой, садики и школы строят вовсе не там, где сдаются новые дома, а там, где есть свободные площадки...

- В погоне за сокращением инвестиций в проект - заказчики нередко отказываются от сотрудничества с признанными профессионалами отрасли, прибегая к услугам выпускников и старшекурсников строительного университета. В результате мы видим, что за последние 20 лет качество проектов, а, следовательно, и зданий становится все хуже, - говорит заслуженный архитектор России Алексей Герасимов.

Впрочем, зодчие признают, что иногда и их коллеги по цеху сами идут на поводу у инвестора: для удешевления объекта максимально упрощают проект, а в результате - в городе появляется очередной «сарай из красного кирпича».

Изменить ситуацию могло бы проведение творческих конкурсов, при которых в расчет берется не только цена вопроса, как это происходит на аукционах и тендерах, но и качество проектных идей, архитектурных концепций. Пока же большинство госзаказов проходит именно через аукционы и тендеры. Но если купленные таким образом некачественную крупу или автомобили, можно списать, то дом или торговый центр остаются в городе на десятилетия.

С необходимостью проведения открытых конкурсов проектов согласился и главный архитектор Самары Виталий Стадников. Он заявил, что считает делом чести воплощение в жизнь процедуры прохождения важных для города проектов через градостроительный совет и конкурсный отбор.

- К нам на согласование поступают однотипные проекты: создается секция дома и затем она многократно тиражируется на обширной территории от 5-6-ой просеки до исторического центра. Поэтому вопрос проведения конкурсов постоянно обсуждается в департаменте строительства и архитектуры мэрии, но пока он законодательно не оформлен. Что же касается частных инвесторов, то они вообще не обязаны проводить конкурсы, выбирая архитектора или бюро, с которым намерены работать, - заявил Стадников.

Тем не менее, архитекторы уверены, что в обсуждении на профессиональном сообществе нуждается каждый крупный проект, независимо от того будет его строить частник или муниципалитет. При этом выводы экспертного совета должны носить не просто уведомительный характер для чиновника, принимающего окончательное решение, а непосредственно влиять на это решение.

К спасению города от деградации, по мнению участников «круглого» стола, должны подключиться не только архитекторы и власть (которые пока друг друга не слышат), но и все городское сообщество.

- Пока же самарцы, в большинстве своем, негативно относятся к любому строительству. На общественных слушаниях рефреном идут слова «не надо строить», никто не хочет новых объектов рядом со своим домом. Но закон развития города такой же объективный, как и любой физический постулат. Это все равно, что население проголосует против второго закона Ньютона - он не перестанет действовать. Так же и инвестиции в строительство эффективны там, где уже развита инфраструктура - на застроенных территориях, - убежден Юрий Астахов.

Отдельной темой участники «круглого» стола обсудили вопрос сохранения исторического центра Самары, признав при этом, что в число тысячи архитектурных памятников попадают и здания, которые технически не имею возможности сохраниться. У многих домов нет даже фундамента и для их сохранения нужен такой объем инвестиции, который могут себе позволить лишь такие крупные туристические центры как Венеция или Амстердам. Поэтому целесообразно провести ревизию всех объектов, чтобы развивать территорию. В противном случае через 10-15 лет Самара будет напоминать, по образному выражению Виталия Стадникова, «выеденное яблоко» - с разрушающимся центром и плохо сформированными окраинами.

Разумеется, не обошлось на «круглом столе» и без обсуждения одной из самых острых проблем Самары - подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года и строительства стадиона на Стрелке.

Виталий Стадников образно описал важность проведения игр в Самаре: «Если мы не получим этих денег, то Самара сама собой развалится. Если получим, то велика доля вероятности, что ее развалят. Но кто не рискует, тот не пьет шампанского». В свою очередь, самарские архитекторы выразили озабоченность тем фактом, что, по сути дела, они остались за бортом конкурса по проектированию стадиона. Дело в том, что для допуска к участию в нем была необходима сумма залога в 89 миллионов рублей, которые найти самарским архитектурным фирмам практически невозможно. Аналогичная ситуация и с допуском к проектированию других важных объектов. У зодчих попросту нет денег на то, чтобы применить свой профессионализм на благо города.

Автор: Ирина Чечурина

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Вырубят лес, чтобы впихнуть очередное гетто из 17 человейников»: что происходит на Сухой Самарке?
Вадим Афанасьев
Аналитик, блогер, журналист телеканала «Царьград»
Рекомендуем
Объявления