Согласно статистическим данным, россияне в среднем один раз в жизни совершают сделку с недвижимостью. Одна из важных составляющих процедуры покупки-продажи жилья – показ квартиры. Здесь тоже имеются свои тонкости и нюансы – причем для обеих сторон, участвующих в процессе.
Есть смысл начать даже с более ранней стадии – подачи и чтения объявлений, а также ведения разговоров по телефону с потенциальной второй стороной. Если вы все-таки обратились к объявлениям, будьте готовы к тому, что они далеко не полностью отображают действительность. Скажем, описывая продаваемый объект недвижимости, автор «бумажки» обычно все слегка преувеличивает: метраж квартиры путем некоторого домысливания на пару квадратных метров возрастает, а действительные 20 минут до остановки общественного транспорта превращаются в 5-8.
Привожу пример из собственного опыта, который, правда, не связан с продажей и покупкой жилья, но это также была сделка с недвижимостью. Речь идет об аренде. Знакомая, живущая в Самаре, собралась в Уфу по делам и попросила меня найти ей квартиру на несколько суток. Вариант с гостиницами отпал сразу: это недешевое удовольствие.
Интернет сегодня пестрит объявлениями об аренде жилья, большинство из которых сопровождаются фото. В финале моих поисков достойного жилья выяснилось, что ни одна из выложенных в сети фотографий не соответствует действительности: на картинках потенциальные арендаторы видят красивые ухоженные квартиры с современным интерьером, а в реальности все выглядит иначе: обстановка оставляет желать лучшего, а о чистоте жилья вообще не может идти речи.
Автора объявления можно понять: он пытается выгодно подать свое предложение в ряду сотен подобных. Однако если вы сами автор, не стоит все-таки особенно усердствовать в подобном сочинительстве: если покупатель попадется на ваше объявление и придет посмотреть квартиру, различие желаемого и увиденного, к примеру на 10 метров может его серьезно возмутить. Если вы покупатель, не стесняйтесь проверять квартиру по документам, например свидетельству права собственности на жилье.
«Показывать квартиру лучше и правильнее в моменты ее максимальной привлекательности, – советует специалист отдела аренды агентства недвижимости Insite Артем Сычкин. – Перед этим, кстати, стоит более объективно оценить все ее плюсы и минусы. Для этого не стесняйтесь, позовите соседей или других не связанных с ней прямым образом людей – пусть скажут без утайки, что их всегда раздражало в вашей квартире. Понятно, что хрущевскую кухню никуда не спрячешь, но с некоторыми недостатками можно бороться».
Например, если вид из вашего окна представляет собой удивительной красоты панораму, то просмотр лучше назначать на светлое время суток и гордо показать покупателю реку, лес и другие пейзажи из окна квартиры, советует риелтор. Помойки или заводские трубы под окном показывать следует вечером, предварительно занавесив окна.
Вполне логично, что покупатель, который придет полюбоваться своей будущей жилплощадью, не должен видеть ее в захламленном состоянии. Не нужно, кстати, бросаться и в другую крайность – делать ремонт непосредственно перед продажей. По словам риелтора Руслана Хайруллина, предпродажный ремонт обычно не окупается. Однако из всякого правила бывают исключения: в некоторых квартирах ремонт действительно необходим. Это коммуналки, в которых жили асоциальные персонажи, любившие выпить, очень неаккуратные хозяйки и так далее. Но и в этом случае работы должны быть максимально экономными, только чтобы удалить грязь и дурной запах.
Грубейшая ошибка хозяев квартиры состоит в том, чтобы уделить внимание только собственной жилплощади. Не забывайте, стоимость квартиры зависит не только от ее внутреннего содержания, но и от состояния подъезда. Если клиенту квартира понравилась, но в подъезде вывернуты лампочки, лифт не работает, а входной двери в подъезд вообще нет – вряд ли покупатель будет гореть желанием купить ваши жилметры. Зато его наверняка привлекут чистый подъезд, надежная входная дверь, свежий воздух и так далее. Вкрутите лампочки в подъезде, даже если это для вас не типично, откройте окна. Неплохо также подмести полы и помыть лестничную площадку.
Если сделка все-таки совершается с участием риелтора, цена обычно обговаривается еще до показа квартиры клиенту и практически никогда не меняется после его посещения предлагаемой жилплощади. Если риелтор никуда не торопится, так же как и продавец неухоженной квартиры, в этом случае недовольному покупателю не удастся сбить цену за внешний вид. Такое возможно лишь в случае срочной продажи.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com