Каждый год в российских городах распахивают свои двери по несколько десятков новых агентств недвижимости. В связи с этим у многих создается впечатление, что открыть и развить этот вид бизнеса достаточно легко. Казалось бы, арендовал офис с телефоном, обзавелся кое-какой мебелью – и зарабатывай деньги. Однако в реальности только около 20% вновь открывающихся агентств остаются на плаву. Что же мешает выжить остальным 80%?
По оценкам специалистов, в риелторский бизнес приходят люди двух типов. Первые нацелены на создание серьезного и стабильного бизнеса ценой упорного труда. Они и остаются на рынке. Вторые нацелены на получение быстрой прибыли любой ценой, обычно они и пополняют собой те злосчастные 80%, которых губят собственная некомпетентность, непрофессионализм и амбиции.
Например, прослеживается одна из тенденций: число агентств недвижимости снижается, но при этом растет количество частных маклеров. Приходящие на новый рынок со старыми технологиями агентства долго теперь не задерживаются, поясняют риелторы. Видимо, еще какое-то время рынок ждут подобные приходы-уходы, но потом все-таки количество агентств недвижимости станет постоянным.
Как отмечает большинство экспертов рынка жилья, на сегодняшний день открывать агентство недвижимости не имеет смысла – этот сегмент перенасыщен. Многие риелторские компании из числа давно работающих продолжают оказывать услуги, но уже не столь активно, как прежде. «Много и риелторских компаний, и частных риелторов. Новому игроку довольно непросто зайти сейчас на этот рынок и укрепиться на нем», – комментирует директор агентства недвижимости «Мир квартир» Денис Павлов.
Еще одной причиной, по которой открывать агентство недвижимости становится все менее выгодным, можно назвать растущую грамотность покупателей жилья. «Процедура приобретения/продажи квартиры сегодня не столь сложна, как может показаться на первый взгляд, – продолжает эксперт. – Многие самостоятельно проводят сделки – без участия риелтора. Но в этом случае покупатель сам несет ответственность за безопасность проведения сделки и в случае возникших сложностей перекинуть вину на риелтора ему не удастся».
С тем, что рынок недвижимости сегодня перенасыщен риелторскими компаниями, соглашается и заместитель директора АН «Альфа-недвижимость» Наталья Петрова. Однако специалист считает, что успешность функционирования того или иного агентства на рынке зависит не только от общих тенденций сегмента, но и от того, кто в этот сегмент заходит. «Если агентство недвижимости открывают люди, далекие от этого бизнеса, или же предприниматели, не знающие специфики региона, – это одно, – отмечает специалист. – Другое дело, если на рынок заходит профессионал с большим опытом проведения сделок и серьезным багажом знаний».
Не менее важен и вопрос с кадрами. Если крупные агентства могут себе позволить набирать риелторов на конкурсной основе и предлагать им сравнительно небольшой процент от сделки, то вновь открывающиеся конторы вынуждены привлекать работников, предлагая им до 70% от выручки. Даже при этом условии шанс набрать профессиональных агентов остается призрачным, а нарваться на нечистых на руку работников – достаточно высоким.
Нередко риелторы умудряются устроиться за год в несколько агентств недвижимости, со всех выкачать информацию и базы данных. Поэтому необходимо заранее озаботиться защитой своего информационного пространства от чересчур предприимчивых работников. Случается и такое, что риелторы совершают сделки в обход агентства. Ну, и, конечно, не исключены случаи мошенничеств с денежными средствами клиента, что способно бесповоротно погубить репутацию вашего еще не успевшего встать на ноги бизнеса.
Если повезет, можно найти своих потенциальных сотрудников в… клиентах. Некоторые люди, занимаясь собственными проблемами с недвижимостью, настолько втягиваются и углубляются в этот процесс, что оказываются не прочь попробовать новый вид деятельности. Из них могут получиться более трудолюбивые и профессиональные сотрудники по сравнению с теми, кто пришел устраиваться на работу по объявлению.
Фото: Фото с сайта Imobiliare.ro