Городские власти намерены сносить ветхие и аварийные дома в Самаре. Однако уже сегодня ясно, что снос ветхих и аварийных домов - мероприятие затратное. 1 квадратный метр сносимого жилья обходится городской казне от 15 до 20 тысяч рублей.
В 2013 году в Самаре будут снесены 42 жилых многоквартирных дома и переселены 639 семей. Среди них уже известные адреса — ул. Водников, 82, Ленинская, 6/8, Молодогвардейская, 4, Ленинградская, 97, Центральная, 12, Молодогвардейская, 40, Некрасовская, 59, Фрунзе, 129. Эти дома в большей части уже отселены, некоторые огорожены заборами, на домах сорваны окна и двери. Таким образом, планы по сносу более значительны, нежели в предыдущем году, когда из аварийного жилищного фонда отселили 478 семей. В 2012 году снесли 13 многоквартирных домов, находящихся в аварийном состоянии, по адресам: ул. Агибалова, 42, Советской Армии, 273, Урицкого, 27, Арцыбушевская, 31. Всего в Самаре признаны аварийными и подлежащими ликвидации 306 домов. Большая их часть сосредоточена в старой части города — в Самарском и Ленинском районах. Как пояснила советник мэра Алла Демина, процедура такова: если жильцы отселены, земля оформлена, то выделяются бюджетные деньги, проводится конкурс и дом сносится.
При этом, как показывает практика, график сноса домов заметно отстает от реального ветшания жилья.
Александр Бурнаев, экс-руководитель департамента строительства мэрии Самары
- Как вы считаете, будут ли исполнены обещания администрации города в части сноса ветхого жилья?
- Я предлагаю заключить пари. Если администрация Самары действительно выполнит все, что она обещала в части сноса 42 ветхих домов и переселения 639 жителей, я готов 31 декабря публично съесть свой тапочек. Если же план выполнен не будет, то предлагаю мэру Самары Дмитрию Азарову тоже 31 декабря публично извиниться.
Так, в прошлом году обрушился дом на ул. Крупской, 2. К счастью, дом был своевременно отселен. Потом обрушилась стена дома на ул. Садовой, 35, и здесь тоже обошлось без жертв.
Причин задержек сноса домов несколько. Во-первых, снос здания является достаточно затратным мероприятием. В прошлом году начальная цена контракта на снос здания составляла 3,1 млн руб., правда, победитель — ООО «РосТехноСервис» предложил меньшую сумму — 2 млн руб. Однако муниципалитету для сноса домов все равно приходится искать инвесторов.
Во-вторых, сносу домов мешают сложности с регистрацией земли. Так, дом на ул. Крупской, 2, хотя и пустовал несколько лет, не мог быть отселен из-за отсутствия земельного участка в муниципальной собственности. И это не единичный случай.
В-третьих, далеко не всегда жители ветхих домов готовы отселиться. Большинство ветхих домов расположено в центре Самары, в то время как отселяемым предлагают жилье в поселке Озерный или в «Крутых ключах» — т. е. на окраинах города. К тому же к качеству жилья в поселке Озерный у жителей было много вопросов — дома очень сильно протекали, почти не ходил транспорт, не было ни аптеки, ни магазина. В результате городским властям, чтобы добиться переселения жителей, приходилось подавать на них иски в суд, то есть процедура сноса откладывалась на неопределенный срок. Сейчас усилиями городских властей обстановка в поселке стала лучше, но желающих ехать туда по-прежнему немного. Показательна судьба дома на Садовой, где, как утверждают чиновники, в 2010 году жильцам было предложено переехать в благоустроенные квартиры, но, как зафиксировано в документах, большинство из них от переезда отказались. При этом сами жильцы уверяют, что им никто и ничего не предлагал. Как сказал на условиях анонимности один из самарских застройщиков, именно переселение жителей и мешает сносу. «Идет отселение, и под конец всегда находятся один-два человека, которые ни за что не согласны на переезд и всячески пытаются „отжать“ улучшение жилищных условий, что замедляет весь процесс», — заметил он. Застройщик также подчеркнул, что отсутствие достаточного количества муниципального жилья делает процесс буквально многолетним. К тому же нынешнее жилищное законодательство как раз не способствует увеличению метража жилья отселяемых, что раньше интересовало многих. В сочетании с необходимостью переезда из центра на окраину это вынуждает жильцов тормозить весь процесс, что и является одной из причин того, что центр Самары обильно украшен «ветхостями».
Впрочем, Алла Демина заметила, что реальное число ветхих домов гораздо выше заявленных цифр, и дело тут не только в нерасторопности чиновников, на что обычно пеняют заинтересованные лица. «Во-первых, не все собственники квартир в таких домах хотят, чтобы их дома признали ветхими и аварийными, и с этим ничего не поделаешь. Во-вторых, есть еще памятники архитектуры, которые, в соответствии с законодательством, сносить нельзя, а можно только реставрировать», — заметила она. «Проблема копилась годами, я прекрасно помню, как эти старые дома отказывались ремонтировать, мотивируя тем, что надо сносить, в итоге их так пока не снесли, а дом без ремонта из ветхого превратился в аварийный», — уточнила Демина. По ее словам, раз проблема копилась десятилетиями, то за один год и силами одного муниципалитета ее не решить, но планы на этот год она считает реалистичными.
Однако инвесторы могут быть и не заинтересованы в сносе всех этих домов, так как некоторые из них занимают небольшую площадь, окружены новыми зданиями или памятниками архитектуры и построить там что-то прибыльное не всегда возможно. В результате проблема полуразрушенных домов, уродующих город, но не снесенных, остается действительно головной болью муниципальных властей.
Впрочем, в Сызрани, также наводненной «гнилушками», проблему намерены решить кардинально. В Сызрани в ближайшие три года городские власти обещают масштабное переселение из ветхого и аварийного жилья на общей площади 30 тысяч кв. метров. Таким образом, в год будут расселяться аварийные дома площадью порядка 10 тысяч кв. метров. В прошлые годы в нашем городе по программе переселения из ветхого и аварийного жилья в год расселялось не более 3 тысяч кв. метров непригодного для проживания жилья. Всего в городе насчитывается более 50 тысяч кв. метров ветхого и аварийного жилья. Для решения проблемы власти намерены просить о помощи областных чиновников.