Керамическая плитка при всей своей прочности и практичности – материал очень пластичный. В том смысле, что может создавать индивидуальные узоры на стенах и полах. И может подстроиться под любой стиль интерьера: от золотого барокко до угрюмого гранжа. О том, какая керамика актуальна сегодня, но какой отдают предпочтения самарские покупатели, Dom 63.ru рассказала директор салона эксклюзивных интерьеров «ЦУНАМИ» Светлана Марцева.
– Какие тенденции сегодня можно выделить на рынке керамической плитки? Какие размеры, цвета, принты сегодня в авангарде моды?
– Не так давно я вернулась с выставки в Италии, Болоньи, где и определяются мировые тенденции рынка керамической плитки. Резюмируя увиденное, могу сказать, что в моде имитация натуральных природных материалов. Так называемый стиль natural, для которого свойственно подражание камню, дереву, цементу. Передают не только цвет, окрас, но и фактуру материала. Особенно эта тенденция актуальна для напольной плитки. Для настенной характерны цветочные мотивы, узоры в стиле «арт-деко», вензеля и, конечно, классика. Спокойные тона, теплые тона – беж, оттенок молока – лидируют среди потребительского спроса. Что касается размера керамики, то актуально сразу несколько разных направлений. И стиль «прованс», которому свойственны маленькие размеры плит – 10х10 см или 15х15 см. И плитки огромных размеров – метр, 90 см шириной.
– Все-таки, монохром или комбинаторика нескольких цветов?
– 50х50. С одной стороны, итальянцы демонстрировали на выставке яркие «кричащие» цвета: лаковый алый, золото, синий. При этом соединяли смело эти цвета. Но в то же время представили много новых коллекций, построенных на глубоких темных тонах матовой структуры: шоколадном, темно-бежевом.
– Что касается технологических новинок, что сейчас определяет изготовление керамической плитки высшего качества?
– Плитка класса «люкс», вообще качественная плитка, изготавливается по технологии двойного обжига. Это значит, что плитка обжигается в печи дважды. При совсем небольшой толщине плитка, изготовленная таким способом, является очень крепкой.
«При индивидуальном заказе плитку приходится ждать от двух до трех месяцев».
– Интерьерное назначение настенной керамической плитки – это в основном кухня, санузел, душевая. Насколько часто керамическая плитка используется при создании образа гостиной или спальной комнаты?
– В интерьере гостиной керамическая плитка используется довольно часто. Особенно, если речь идет о гостиной-кинозале. Зону, где находится телевизионный проектор, нередко «обыгрывают» плиткой, имитирующей натуральный камень. Имитация камня с помощью керамической плитки актуальна также и для изголовья кровати спальных комнат. В основном для жилых комнат применяют плитку не яркую узорную, а грубоватую, подражающую натуральным природным материалам: дерево, сланец, мрамор.
Нередко мозаику применяют в отделке откосов, арок, межкомнатных проходов, колонн, подоконников. А фактура мозаики, опять же, может быть любой: цветное или прозрачное стекло или мрамор. Сегодня нередко используют плитку и при создании мебели: кресла, столики. При этом не только предназначенные для ванной комнаты.
Но, безусловно, керамическую плитку как оригинальное решение в дизайне интерьера выбирают в основном те, кому нравятся стиль natural, эко-стиль.
– Наверняка вы немало видели самых разнообразных интерьерных решений с керамической плиткой. Можете рассказать о самом запоминающемся, необычном?
– Совсем недавно видела шедевр напольной плитки. Огромного размера черный квадрат, а внутри него создан цветок из мозаики, смальты. Причем эти яркие цветы лазурного, голубого цветов внутри глубокого черного цвета смотрятся изумительно. Создается впечатление, то ты идешь по цветистому саду. Такая плитка изготавливается только по индивидуальным размерам, под конкретный интерьер. Чтобы эти цветы располагались согласно расстановке мебели и прочее.
«Европейский кризис никак не сказывается на производстве и цене керамической пликти».
– Рынок керамической плитки очень разрознен в цене. Можете назвать, из чего складывается ценовой критерий «хорошей плитки»?
– Моду, технологии, дизайн в мире керамической плитки традиционно диктуют итальянцы. И для меня они №1. Испанцы, поставляющие на рынок более дешевую керамическую плитку, всегда находятся в споре с производителями из Италии. Долго шла война «белой и красной глины». Итальянцы и французы считают, что только из белой глины получается самая качественная керамическая плитка. С ними спорили испанцы, доказывающие, что красная глина ничуть не уступает в качестве белой. Но самое дорогое, во всех смыслах этого слова, в производстве плитки – это декор. Как правило, производители заказывают дизайн на отдельных фабриках, что сказывается на стоимости изделий.
А для строителей-укладчиков плитки, например, главный критерий качества – это точность параметров плитки, отсутствие неровностей. Многие из них утверждают, что самую прямую плитку производят в России, а итальянцев подводит глазомер. В свою очередь, итальянские производители говорят о том, что самое главное – это мастерство укладчика плитки. А неровности – это своего рода «почерк» того, что каждая плитка индивидуальна, создана вручную.
Блиц-опрос
– «Прованс» или hi-tech?
– Прованс.
– Квартира в центре или загородный дом?
– Дом.
– Любимое место отдыха?
– Море.
– Ваше хобби?
– Танцы.
– В Самаре таких мастеров хватает, по вашему мнению?
– Да. Приятно работать с такими профессионалами, которые даже при действительной неровности плитки, отступлении в параметрах мастерски укладывают заданный рисунок. Я уверена, что финальный результат в большей степени зависит от укладчика, чем от качества плитки, потому что я много раз убеждалась в том, что даже при работе с плохим материалом мастер подберет затирку так, что плитка «оживет», заиграет. А неровности так вообще могут создать эффект «объема», глубины и сыграть на пользу.
– Как ухаживать за плиткой?
– Существует множество средств по уходу за плиткой. Но большинство потребителей о них, к сожалению, не знают. Так, существует много средств, возвращающих белизну затирке, восстанавливающих ее первоначальный цвет. А именно затирочный шов пачкается в первую очередь, теряет первоначальный цвет.
– Все-таки, самарцы с каждым годом все чаще отдают преференции керамической плитке? И какие вкусы у самарского потребителя?
– Преференции зависят, скорее всего, от возраста покупателя. Люди после 40-45 лет отдают предпочтение классике. Молодым нравятся яркие тона, кричащие сочетание. Или, наоборот, суперминимализм: темные, агрессивные оттенки. При этом большинство покупателей знают, чего хотят, и не боятся даже напольную плитку использовать для декора стен.
Россияне любят помпезность и в интерьере в целом, и в керамической плитке, в частности. Плитки с вензелями, коронами русские покупают охотно. Итальянцы изучили вкусы русских. Более того, при существующем кризисе в Европе, они постоянно приезжают к нам, говорят, что только российский рынок спасает производство. Поэтому итальянские производители ориентируются на русского покупателя.
Фото: Фото из личного архива Светланы Марцевой