Фасады домов Самары скоро будут очищены от рекламных плакатов. Администрация города начала ликвидацию незаконно размещенных рекламных конструкций, которые портят вид города. «Зачистка» началась с центра города. Так, уже были демонтированы несколько плакатов на улице Максима Горького. Следующие в очереди – дома на Галактионовской и Ленинградской. Эксперты рекламы такую спешку в реализации работы по очищению фасадов связывают с предстоящим самарским этапом олимпийского огня. Dom63.ru выяснил, что сами жители «рекламных» домов думают о таком способе коммерческого продвижения.
Согласно изменениям в федеральном законодательстве, органы местного самоуправления теперь могут самостоятельно демонтировать рекламные конструкции в том случае, если они установлены незаконно и портят внешний вид города. В Жилищном кодексе РФ указано, что любая установка и эксплуатация рекламных конструкций с использованием общего имущества дома возможна только после проведения собрания собственников квартир дома. Свое согласие на монтаж рекламы на фасаде дома, стене подъезда или в лифте должно дать 2/3 владельцев жилья.
В Самаре очистка фасадов зданий от размещения брандмауэров – рекламных плакатов – уже началась. Прежде всего, по заявлению администрации города, будут очищены центральные улицы города и дома близ главных магистралей. «У нас разработан порядок размещения рекламных конструкций, понятны наши требования к их внешнему виду. Надо эти правила разъяснить всем и приступать к системной работе. Мы приводим в порядок дороги, пешеходные зоны, но восприятие города теряется, когда фасады домов «заляпаны» рекламой, и ею пестрят крупные торговые комплексы», – заявляет мэр Самары Дмитрий Азаров. В комитете по наружной рекламе призывают владельцев жилья в многоквартирных домах быть внимательными к рекламе на фасадах и подъездах. При этом подчеркивают, что демонтаж коснется только незаконно установленных конструкций.
Между тем эксперты рекламного бизнеса говорят о том, что дом как площадка для рекламы – это не только хороший способ привлечь внимание к рекламируемому продукту, но и возможность жителям дома заработать на благоустройство и содержание жилого строения. Говорят специалисты также и о несовершенстве процесса узаконивания размещения конструкций. Поэтому уверены, что «под снос» попадет большая часть брандмауэров. «Как правило, жители положительно относятся к монтажу брандмауэров на фасад высотного дома. Во-первых, определенный процент дохода с рекламы отчисляется в ТСЖ. Во-вторых, зачастую реклама выполняет и эстетическую функцию, прикрывая разбитый фасад, – считает генеральный директор РИХ «Абсолют» Михаил Расторгин. – Понятно, что облик фасадов сегодня приводят в достойный вид, прежде всего, к проведению самарского этапа олимпийской эстафеты. Понятно, что и многие рекламные конструкции не соответствуют нормам, в том числе эстетическим. Но, думаю, что администрации Самары и рекламным компаниям нужно сотрудничать. Отладить процедуру легализации рекламных конструкций. Прежде всего для того, чтобы появлялась цивилизованная реклама, а у город получал дополнительный доход».
При этом и эксперты рекламы, и представители управляющих многоквартирными домами организаций говорят о необходимости сделать прозрачным перевод денег, положенных владельцам дома за предоставления рекламной площади. «Доход от рекламы переводится на лицевой счет дома. В домах с ТСЖ прозрачности расхода и дохода денег больше, чем с УК. Управляющие компании действуют, в основном, по умолчанию, – рассказывает председатель ТОС «Струковский сад», специалист по ЖКХ Надежда Курапова. – С другой стороны, контролировать законность-незаконность размещения рекламы на домах сложно. Нужно «ловить за руку» монтажников, вызывать участкового. Постфактум требовать демонтажа практически бесполезно. В результате жильцы дома денег не получают никаких. Это касается не только рекламы на фасадах, но и мелкого формата рекламы на подъездах, лифтах. Там добиться полной легальности размещения вообще сложно».
Dom 63.ru провел мини-опрос жителей Самары, дома которых стали площадкой размещения рекламы. Основная часть жителей индифферентна к фасаду своего дома и тому, что на нем «написано». Оставшаяся часть – скорее «за». «Думаю, для рекламодателей фасады домов – это хорошая возможность привлечь внимание жителей города к рекламируемому продукту. Я не заметила, что город тотально увешан такой рекламой. Некоторое время назад на фасаде дома напротив был очень интересный образец такой рекламы. На балконах разных этажей дома были изображены люди, которые переговаривались друг с другом. Такая реклама вызывает интерес, при этом не мешает ни жителям, ни автомобилистам. Нисколько не портит эстетический вид города», – говорит жительница дома по улице Гагарина, 6 Юлия Егорова. «К очередным выборам на фасаде дома был размещен огромный плакат с портретом одного из кандидатов. Выборы закончились, а плакат остался еще на долгие месяцы. Конечно, он порвался. Лохмотья трепыхались на ветру. Можно по-разному относиться к этому кандидату, но это дискредитация имиджа города. Ответственные за размещение рекламы должны следить за состоянием этих плакатов», – считает жительница дома по улице Ново-Вокзальная, 263 Людмила Александрова.
Фото: Фото с сайта Сity.samara.ru