Самара занимает третье место в региональном рейтинге по количеству торговых центров. Но может занять лидирующую позицию после окончания строительства в столице губернии одного из крупнейших в России молла «Гудок». Чем привлекательна Самары для девелоперов коммерческой недвижимости, отвечает ли внушительное количество различных ТЦ потребительскому спросу – в материале Dom 63.ru.
В Самаре с населением в 1,135 миллиона человек насчитывается 55 торговых центров. 12 из них имеют общую площадь больше 25 тысяч кв м. В рейтинге регионов по количеству коммерческой недвижимости Самара заняла третье место, уступив две первые строчки Екатеринбургу и Воронежу. Но после строительства самого крупного в городе молла «Гудок», принадлежащего ООО «Виктор и Ко», Самара может занять лидирующее место в рейтинге. К тому же, это будет первый многофункциональный торговый центр, расположенный в центре города, – на улице Красноармейской. Практически каждая крупная квартальная застройка включает в план свой ТЦ. Торгово-развлекательный центр появится в Октябрьском районе на территории бывшего завода ГПЗ-4, также появится ТЦ и при застройке земельного участка завода ЗИМ. Наконец, на территории стрелки рек Волга и Самара также построят крупный многофункциональный торгово-развлекательный центр.
И жители города, и эксперты рынка недвижимости неоднозначно относятся к столь большому числу торговых центров. «Я считаю, что рост числа торговых центров в Самаре, с одной стороны, положительный момент. Особенно это касается отдаленных от центра города районов. Их жители получили возможность делать покупки, ходить в кино рядом с домом. В остальном, большинство ТЦ, которые были открыты в 90-е («Захар», «Центральный», «Колизей», «Вавилон») уже не пользуются популярностью у арендаторов и стоят на половину пустые, в них нет большого потока покупателей. Встает вопрос об их необходимости городу вообще», – говорит жительница Самары Инна Куликова.
Эксперты также говорят о том, что большое число коммерческой недвижимости необходимо городу. Более того, дефицит есть и сейчас. Но распределены по городу они неравномерно. Так. Московское шоссе «занято» плотно различными ТЦ, но в центре города, Самарском и Железнодорожном районах их практически нет. «Чем больше торговых центров, тем большему количеству людей в них будет удобнее ездить, совершать покупки. К тому же, чем больше ТЦ, тем больше брендов и различных марок придут в город. Другой вопрос в том, что они неравномерно распределены, но так развивался город, здесь уже ничего не сделать. 90% ТЦ стоят на Московском шоссе. Но чем больше их появляется, тем больше равномерности в распределении появляется. Количество торговых центров определяется рынком, покупателем. Конкуренция среди торговых центров вносит разнообразие, интересные предложения, перепрофилирование. Например, ТЦ «Империя» был классическим, но как только рядом появился «Самолет», «Империя» перепрофилировалась. Из контента исчез продуктовый супермаркет, но зато появился фитнес-центр. То же произошло и с ТЦ «М5». Владельцы ищут новые интересные решения. В любом случае в поле должны расти все цветы», – считает экс-директор Средне-Волжского филиала Х5 Retail Group Владимир Рыжков.
При этом профессиональные участники рынка недвижимости подчеркивают, что в Самаре наблюдается дефицит предложений торговых площадей именно для местных предпринимателей. «Как правило, все площади в крупных торговых центрах распределены между арендаторами еще на стадии проектирования объекта. При этом их владельцы ориентируются на сетевые бренды, тогда как местным предпринимателям, на самом деле, сложно найти свободную площадь в ТЦ с высокой проходимостью», – считает частный риелтор Ольга Куприянова.