Житель дома №4 по улице Никитинской внезапно оказался в плену анонимной стройки – застройщик развернул строительную площадку прямо у него во дворе. Пенсионер оказался в коммунальной и транспортной «блокаде», а затем и вовсе под угрозой погибнуть под руинами собственного дома. Когда уполномоченный по правам человека попытался разобраться в ситуации, оказалось, что строительство незаконно, а ведет его... муниципальное предприятие.
Строительство рядом с домом на Никитинской, 4 развернулось еще в начале 2011 года. На месте одновременно сгоревших соседских срубов закипела анонимная стройка. Один из жильцов, пенсионер С., воспротивился, когда строительный кран стал орудовать прямо в его дворе. Застройщик предложил ему переехать в Озерный, но пенсионер не захотел уезжать – рядом с домом были и больница, и аптека. В итоге стройка заблокировала все коммуникации и подъездные пути к дому пенсионера. Когда строителям удалось обойти частный дом, жить под стройкой стало просто невыносимо.
Защищать права пенсионера взялась уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова. Оказалось, что строительство, на которое до сих пор нет ни одного разрешительного документа, – это «реконструкция нежилого здания в гостиницу 2 звезды». Занимается «реконструкцией» голой земли муниципальное предприятие «Бюро реконструкции и развития».
Как сообщила Dom63.ru Ирина Скупова, представители Государственной инспекции строительного надзора не раз штрафовали стройку и даже пытались ее приостанавливать. Но возведение гостиницы только ускорилось. Здание, которое поначалу собирались строить в 4 этажа, с прошлого года выросло до 8-го. Поэтому в марте 2014 года инспекция составила протоколы об административных правонарушениях по статьям 9.4., 9.5 и 19.5 КоАП РФ и направила в Арбитражный суд Самарской области. «Бюро реконструкции и развития» было вновь оштрафовано, но стройка все равно продолжается.
По словам омбудсмена, сейчас предприятие разработало проектную документацию на реконструкцию «нежилого здания в гостиницу с апартаментами» и ожидает заключение экспертизы. «Совершенно непонятно, о какой реконструкции идет речь, если на участке не было никакого здания. И туманные формулировки о том, что «объект капитального строительства вошел в зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения «Больница общества Красного Креста» не отменяют этого факта. Но МП «БРиР» уже пытается согласовать отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, хотя разрешения-то собственного на него еще никто и не давал», – рассказывает уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова.
Много споров у экспертов вызывают и сгоревшие накануне строительства соседние дома. В Интернете бытует мнение, что некоторые недобросовестные застройщики иногда специально поджигают деревянные лачуги, чтобы не расселять жильцов. Официального подтверждения эта информация не имеет. «Статистика говорит о том, что очень часто типичные причины возгораний вроде «пьяный мужчина заснул с сигаретой» и зона застройки совпадают. Ответственность за погорельцев ложится в таком случае на плечи администрации. Она в обязательном порядке расселяет людей», – считает юрист Александр Шаронин.
По мнению юристов, предприятию может грозить не только административная, но и уголовная ответственность. «В этом случае явно нарушены права собственника. Поскольку предприятие муниципальное, его руководители, возможно, планируют остаться безнаказанными и не прекращают строительство. Здесь вполне применима уголовная статья "Самоуправство"», – комментирует ситуацию Александр Шаронин.
Самарские юристы также отмечают, что в их практике были подобные дела, которые решались в пользу собственников. «Схожая ситуация была со строительством 20-этажного дома на Вилоновской. Тогда строительство было приостановлено», – говорит эксперт.
Но последние полгода пенсионера не могут найти. «С нашей помощью жилье С. ремонтировали, затем включили в списки на отселение. А потом пенсионер пропал из поля зрения: в своей квартире он не живет (там жить невозможно), а телефона у него нет. Родственников, как он говорил, тоже. Дом №4 литера В по улице Никитинской исключен из программы переселения 2009 – 2011 годов и включен в программу на 2013 – 2017 годы. Боюсь, что С. не дождался нового жилья», – рассказывает омбудсмен.
Фото: Фото из архива 63.ru