Когда дело доходит до ремонта, большинство из нас опираются на собственный вкус и тратят массу времени на подбор материалов и технологий, даже не задумываясь о привлечении профессионала. Архитектор-дизайнер Роман Проскурин, автор проектов крупнейших самарских ресторанов и магазинов, а также частных интерьеров, рассказал Dom63.ru о преимуществах профессионального подхода, модных тенденциях и неожиданных решениях в интерьере.
«От вдохновения до идеи»
– Роман, вы в профессии с 1998 года. Расскажите о самых интересных проектах.
– Одним из первых проектов, в котором я принимал участие, было проектирование встроенного интерьера в доме Константина Титова, который был на тот момент губернатором. Интерьер был полностью заказан в Италии, а мы занимались его привязкой к существующей планировке. Чуть позже, в проектно-строительной фирме «НЭФ», я занялся более масштабными проектами. Одним из таких был центр по продаже водомоторной техники Navigator на пересечении проспекта Ленина и Ново-Садовой. Появилась идея спроектировать дом-корабль, а существующая там транспортная развязка предлагала для этого необходимый угол. Интересным проектом была и планировка элитных квартир в ЖК «Зазеркалье» напротив Речного вокзала. Это многоуровневые квартиры со стеклянным панорамным лифтом, где в интерьер была внедрена площадь террасы, создан плавающий пол. Когда самарский рынок стали осваивать зарубежные компании, я стал участвовать в проектировании ресторанов для крупных сетей – «Планета суши», «IL Патио», «Токио суши», Via Veneto. Это тоже была очень творческая работа, поскольку в бренд-буке компании даны обязательные вещи, которые необходимо включить в планировку, но в остальном – полная свобода творчества. Среди проектов было и переведение нежилого помещения в ресторан.
– Сейчас это достаточно популярная практика: переводить нежилые помещения в жилые. К примеру, на улице Самарской есть дом, в котором чердак полностью переоборудовали в жилое помещение, и теперь там живут люди.
– Да, в Самаре есть потенциал для развития этого класса недвижимости. Например, по Волжскому проспекту очень много сталинок со скатными кровлями, и по использованию этого чердачного пространства уже предложено много идей. Переведение его в жилое и появление собственников помогли бы решить и другую проблему, актуальную для таких кровель – снегосброс.
– Что служит для вас вдохновением при создании проекта?
– Вдохновение – это, конечно, важнейший момент. Не секрет, что сегодня у людей новый тренд – путешествия. Я тоже очень люблю путешествовать. В другой стране я впитываю информацию – зрительную, тактильно-звуковую, и из этого формируются образы. И когда слышишь пожелания заказчика, в памяти нередко всплывают эти образы, и формируется концепция планировочного решения и интерьера. Когда тема мне не близка, я набираю и изучаю материал, и на основе анализа возникает новая идея.
По типу мышления я все же больше архитектор, нежели дизайнер. В дизайне больше внимания уделяется декорированию пространства – аксессуары, шторы, коврики, подушечки… Может быть, в силу того, что я мужчина, мне больше нравится работать с плитами перекрытия, несущими стенами, кровлей, то есть с архитектурной составляющей.
«Путь к сердцу заказчика»
– Как строится работа с клиентом? Кто разрабатывает идею?
– Как правило, клиент ставит перед нами какую-то задачу, чтобы мы поняли, в каком ключе будет интерьер или архитектурный объект. Что это будет: классика, витиеватость модерна, кантри? Иногда реализация идей заказчика – это непростой путь, поскольку человек хочет совместить несовместимое и не понимает, как это будет выглядеть. При общении с клиентом, предложении вариантов, при учете планировочного решения появляется толчок к выбору определенного стиля.
– При реализации проекта все зависит от дизайнера, или параметры квартиры тоже накладывают отпечаток? К примеру, можно ли воплотить дизайнерскую идею в небольшой квартирке?
– Конечно, жизнь вносит свои коррективы в проекты. Иногда в нашем распоряжении длинное и узкое помещение, которое к тому же ограничено со всех сторон несущими стенами. Или помещение имеет сложную конфигурацию, а в связи с качеством строительных работ еще и претерпело изменения в виде неточности углов и кривизны стен. На этот случай у дизайнеров существует целый арсенал методов и приемов реорганизации пространства, способных придать ему определенные свойства: расширить, сузить, увеличить высоту потолка, создать некую иллюзия. Ведь дизайнер – это иллюзионист, который создает гармоничное пространство из четырех стен, полов и потолка, преображает его так, чтобы возникало ощущение комфорта, умиротворения и спокойствия. Лозунг «Мой дом – моя крепость» здесь как никогда кстати.
«Дизайн – наука тонкая»
– Что, на ваш взгляд, самое главное в дизайне интерьера?
– Самое главное – достичь такой гармонии в пространстве, чтобы человек, который будет там жить, ощущал себя комфортно.
– В чем принципиальное отличие дизайнерского ремонта от обычного?
– Суть профессии дизайнера – в умении организовать пространство. Не всем известно, что вертикальные линии увеличивают высоту помещения, а крупный рисунок сужает и зрительно приближает стену. При зонировании помещения нужно учитывать санитарно-гигиенические требования, особенности расположения инженерных коммуникаций. При покупке квартиры в современной новостройке вы можете столкнуться с тем, что планировка вашей квартиры не соответствует необходимым требованиям. Вам продают за баснословную цену 15-18-метровый коридор, который используется как проходное помещение. Архитектор-дизайнер может организовать эту площадь так, что она превратится из вспомогательной в полезную. Существенным нюансом является и правильно выстроенная система освещения квартиры. Освещение играет большую роль и в декоре помещения: есть возможность создавать скрытые подсветки, перегородки, дающие эффект «второго света». Грамотно используя такие инструменты, дизайнер создает комфортное жилье, делая его при этом модным и скрывая недостатки. Ремонт – достаточно затратное дело, и не каждый может позволить себе делать его раз в три года, как советуют психологи. Люди стараются сделать ремонт максимально качественно, чтобы прожить в нем как можно дольше, и дизайнер в этом может оказать необходимую помощь.
– Расскажите о современных тенденциях в дизайне интерьера.
– Люди наконец-то задумались о том, что мы все живем на одной планете, и о том, что можем ее потерять, поэтому в моде сейчас экологичность жилища. Это системы энергосбережения, применение систем «умный дом», превалирование в интерьере экологичных, натуральных материалов: дерева, камня. Тенденция находит отражение и в выборе натуральных цветов стен и отделки, большого количества зелени и ее имитации в интерьере. Я бы назвал это стилем фьюжен, близким к японскому метаболизму, когда человеку комфортно в экологичном пространстве, где присутствуют приятные на ощупь природные материалы. Мы, условно говоря, возвращаемся в интерьеры Японии XVI века, но адаптированные под наш климат и менталитет.
– Какие базовые цветовые решения вы порекомендуете?
– Это целая наука, которой, как известно, занимаются не только дизайнеры, но и психологи. К примеру, считается, что оранжевый цвет возбуждает аппетит. Но, естественно, в оранжевом помещении долго находиться некомфортно. Поэтому на кухне можно применять оранжевые акценты, например в виде плитки, на фоне нейтральных цветов. Гостиную, как правило, оформляют в нейтральных тонах, в оттенках цветов. Для спальни предпочтительные холодные цвета – оттенки голубого и зеленого. В детских, напротив, яркие цвета, фотообои или художественная роспись.
– Существует ли какая-то вещь, которая способна преобразить интерьер?
– В нашей действительности это телевизор. При том что современные телевизоры оснащены выходом в Интернет и прочими дополнительными функциями, они становятся гаджетом, который интересен всем членам семьи и является определенным притягательным звеном. Организация места, где расположен телевизор, может стать «фишкой», которая соберет интерьер в гармоничное целое. Есть прием, когда выделяют стену, которая находится за телевизором, деревом, керамической плиткой, натуральным камнем. Кроме того, при просмотре телевизора врачи рекомендуют иметь дополнительные источники света, поэтому можно использовать рядом с телевизором бра, которые создадут зону подсветки. Также сейчас активно используются электрические камины, они очень хорошо воспроизводят пламя и создают иллюзию натурального очага. Это еще один стержень, на который может собраться интерьер.
«Уют доступнее, чем кажется»
– Что бы вы посоветовали тем, кто хочет сделать дом уютным и красивым?
– Я бы посоветовал обратиться к профессионалу. (Смеется.) Каждый человек должен заниматься своим делом, потому что каждый хорош в своей области. Проще и дешевле изменить что-то на стадии эскизного проектирования, нежели переделывать готовый ремонт. Людям, которые хотят сделать свой интерьер уютным, я порекомендовал бы четко сформулировать свои желания, сопоставить их со своим бюджетом и нанять профессионала для разработки дизайна хотя бы на уровне планировочного решения.
– А насколько доступна такая услуга в Самаре? Кто может себе позволить привлечь дизайнера?
– Расценки на создание комплексного интерьера с проработкой 3D-решений в Самаре начинаются от 1 тысячи рублей за метр. Разработка планировочного решения обойдется в 2-3 раза дешевле. Я практикую создание небольших проектов в виде планировок с расстановкой мебели, перегородок, системы освещения – минимальный набор приемов, чтобы сделать жилье удобным. Заплатить в таком случае 30 тысяч, чтобы потом сэкономить 50, вполне целесообразно. Цены на недвижимость и на ремонт несопоставимы с ценами на услуги профессиональных дизайнеров.
Роман Проскурин, родился в Куйбышеве в 1974 году. В 1998 году окончил факультет градостроительства Куйбышевского строительного института. После этого 3 года проработал в фирме «Форт», которая занималась продажей итальянской мебели. В 2000 году перешел в проектно-строительную фирму «НЭФ», где проработал 4 года под руководством Дмитрия Якурнова и главного архитектора Владимира Тельканова. Автор более 50 проектов коттеджей, 30 проектов квартир и более 10 проектов ресторанов. Сегодня Роман Проскурин преподает на кафедре дизайна Самарского архитектурно-строительного университета и ведет несколько собственных проектов.
Фото: Фото из архива Романа ПРОСКУРИНА