Самарские судебные приставы начали еженедельные летние рейды по должникам за «коммуналку». В результате таких мероприятий несколько неплательщиков уже лишились своего имущества. Представители управляющих компаний предупреждают, что задержка платы за услуги ЖКХ напрямую влияет на качество их предоставления. Однако эксперты отмечают, что зачастую в подобных ситуациях ответственность за неплатежи лежит не только на собственниках квартир.
Долги населения за жилищно-коммунальные услуги – одна из серьезных проблем, которая из года в год набирает обороты в Самаре. Специалисты управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области вынуждены ежегодно взыскивать с горожан многомиллиардные суммы за оплату услуг ЖКХ. В этом году приставы традиционно объединили усилия по взысканию коммунальных платежей с представителями управляющих компаний и начали совместные еженедельные летние рейды.
Ранее на эту тему:
В первую очередь специалисты обратили внимание на должников Красноглинского и Куйбышевского районов. Так, на прошлой неделе сразу двум неплательщикам из этих районов пришлось расстаться со своим имуществом. Как рассказали в региональном УФССП, в счет погашения долгов за коммунальные услуги у жильцов арестовали два телевизора и музыкальный центр. Пока арестованное имущество приставы оставили на ответственное хранение неплательщикам. Но если в установленный срок они не рассчитаются по долгам, оно будет изъято и реализовано в счет погашения долга в пользу управляющей компании.
В Куйбышевском районе Самары в нескольких жилых домах и квартирах должников из-за долгов отключили водоснабжение.
Как сообщили в УФССП по Самарской области, во время рейда неплательщикам предоставили последнюю возможность частично или полностью оплатить задолженность. Тем, кто не захотел пойти на компромисс, работники управляющих компаний вручили уведомления об ограничении предоставления коммунальных услуг.
По мнению экспертов, сегодня 4-5% населения в Самаре имеют долги за услуги ЖКХ. Несмотря на небольшой процент от общей массы, в совокупности это огромная сумма, которую ежегодно недополучает городская система жилищно-коммунального хозяйства.
Игроки регионального рынка услуг ЖКХ отмечают, что основную массу неплательщиков составляют вполне обеспеченные самарцы, которые имеют в собственности несколько квартир и просто забывают платить за услуги. Вторая категория должников – те, кто принципиально перестал оплачивать квитанции. И только самую малую долю составляют те горожане, которые действительно не имеют возможности оплачивать услуги ЖКХ. По мнению председателя комиссии по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Общественной палаты Самары Виктора Часовских, подход к должникам должен быть серьезным, но дифференцированным. «Я считаю, что меры по отношению к злостным неплательщикам должны быть более жесткими. Тех же, кто попал в сложную жизненную ситуацию и просто не в состоянии оплачивать коммунальные услуги, необходимо поддержать: дать рассрочку, помочь устроиться на работу», – говорит Виктор Часовских.
Предполагается, что новые санкции к неплательщикам появятся уже осенью. Как сообщил Виктор Часовских, представители общественного контроля в сфере ЖКХ совместно с российским Фондом реформирования ЖКХ планируют ввести ряд мер, которые ужесточат ответственность собственников за содержание общего имущества, в том числе это коснется и платежной дисциплины.
Нарекания у представителей общественности есть и к службе судебных приставов. «Сегодня приставы не всегда выполняют судебные решения. Порой виной тому объективные обстоятельства, а иногда процесс исполнения судебного решения затягивается по необъективным причинам. Наказание для неплательщиков должно быть неминуемым, поскольку большая часть населения исправно оплачивает коммунальные услуги и не должна страдать из-за тех, кто не считает это своей обязанностью», – отмечает Виктор Часовских.
По мнению экспертов ЖКХ, безнаказанность неплательщиков ведет к распространению дурного примера.
Как заявляют представители управляющих компаний, долги собственников негативно сказываются на их работе, поскольку они не могут планомерно оплачивать поставки ресурсоснабжающих организаций и вынуждены не по назначению использовать средства собственников.
«Ресурсоснабжающие компании накладывают на управляющие организации большие штрафы за задержки в оплате поставленных ресурсов. Чтобы обеспечить жильцов всем необходимым – теплом, водой, электричеством, управляющие компании вынуждены производить оплату теми средствами, которые предназначены на другие нужды. Например, на текущий ремонт или обслуживание дома», – объясняет генеральный директор НП СРО «Поволжский межрегиональный центр регулирования деятельности в сфере ЖКХ» Петр Гаранин.
В целом задолженность собственников и управляющих компаний за услуги ЖКХ в Самаре сегодня составляет около 5 млрд рублей. Однако, по оценкам экспертов сферы ЖКХ, долги населения в этом случае пока несопоставимы с долгами самих управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями. «Ответственность за эти долги, которые должны идти, в частности, на подготовку сетей к отопительному сезону, лежит, на мой взгляд, на управляющих организациях, поскольку объемы их неплатежей гораздо больше», – считает Виктор Часовских. Выход из сложившейся ситуации эксперт видит в создании государственного Единого информационно-расчетного регионального центра, через который будут проходить все платежи. Такой центр стал бы своеобразной «подушкой безопасности», которая позволила бы ресурсоснабжающим организациям получать средства от населения в полном объеме.
Фото: Фото с сайта Sovross.ru