Жильцы аварийного дома на Степана Разина/Венцека, 80-82/31-33 обратились к городским властям с просьбой о срочном проведении ремонта. Администрация Самары предложила собственникам восстановить разрушающееся здание за свой счет или подождать до 2023 года. Однако, по словам собственников, до критического состояния их дом довела надстройка, которую сделали жильцы муниципальной квартиры с верхнего этажа.
Семья Натальи Паршиной уже 8 лет живет в разрушающемся на глазах доме на пересечении улиц Степана Разина и Венцека, 80-82/31-33, литеры в, в1. Этот двухэтажный дом примыкает к знаменитому Дому Сурошникова, который является объектом архитектурного наследия. Наталья и ее соседи на первом этаже – собственники квартир. А квартира №14, расположенная над ними, принадлежит муниципалитету. Долгое время там проживали временные владельцы, которые не постеснялись занять чердачное помещение, надстроив там еще один этаж. Эта надстройка, по мнению собственников, и поспособствовала смещению несущей стены и образованию трещин и щелей в и без того старом доме.
Ранее на эту тему:
В 2012 году проживающим в муниципальном жилье с надстроем дали квартиру и отселили. А чуть раньше, в 2010 году, дом признали аварийным. В техническом заключении было сказано, что «состояние стен здания со стороны улицы Степана Разина недопустимое. Степень повреждения составляет 40-80% от несущей способности. Состояние стен со стороны улицы Венцека ограниченно работоспособное. Экспертиза установила, что основной причиной данного состояния является «неравномерная осадка основания фундаментов или исчерпание несущей способности конструкций фундаментов». Эксперты сделали вывод, что для нормальной и безопасной эксплуатации здания требуется провести срочный капитальный ремонт или реконструкцию.
Но, несмотря на такие характеристики и рекомендации, ремонт этого дома администрация запланировала только на 2023 год.
Вместе с тем городские власти порекомендовали собственникам помещений выполнить реконструкцию дома в течение двух лет с момента признания его аварийным самостоятельно, ссылаясь на требования федерального закона «Об объектах культурного наследия».
Хотя, как сообщили Dom63.ru в областном минкульте, жилой дом по улице Степана Разина/улице Венцека, 80-82/31-33, литеры в, в1 объектом культурного наследия «Дом Сурошникова» не является. Этот дом в архивных документах значится как домовладения Сурошникова. То есть первоначально это были расположенные в глубине двора утилитарные постройки хозяйственного назначения, функционально не имеющие ничего общего с домом, в котором проживал сам Сурошников, и приспособленные под жилье уже в советское время.
Жильцы не отказываются финансово поучаствовать в реконструкции. Но не понимают, почему ответственность за чужую надстройку должны нести они. «Мы не можем полностью оплатить. Кроме того, большая часть ответственности лежит на администрации. Это квартира, которая находится в их подчинении. Давая жильцам новую квартиру, они же приняли это жилье, не видели там надстроек. И получается, что те, кто живет ниже этажом, должны вот это все терпеть», – говорит Наталья Паршина.
Женщина обращалась во все инстанции, а ее переписка с администрацией длится уже на протяжении восьми лет. Но пока на просьбы демонтировать надстройку и восстановить здание и несущие стены чиновники не отреагировали.
По мнению юристов, муниципалитет в любом случае так же, как и другие собственники, обязан нести финансовое бремя расходов на капитальный ремонт этого дома. А в случае если собственники докажут, что объект до приватизации нуждался в капитальном ремонте, администрация обязана провести его полностью за свой счет. «Все квартиры в подобных объектах становятся собственностью граждан в результате приватизации, поэтому если выяснится, что капремонт никогда за счет средств муниципалитета не производился, то, соответственно, жильцы могут потребовать произвести этот капремонт за счет средств государства», – говорит партнер адвокатского бюро «Яблоков, Лапицкий и партнеры» Елена Зимина.
Фото: Фото из архива 63.ru, видео Алексея НОГИНСКОГО