По итогам 2014 года Самара поднялась на второе место в рейтинге городов-миллионников по обеспеченности населения торговыми площадями, подсчитали московские аналитики. Благодаря открытию ТЦ «Амбар» на одну тысячу самарцев теперь приходится 425 кв. м коммерческих площадей. Однако, уверены эксперты, качественных торговых центров городу по-прежнему не хватает.
Ежегодный рейтинг городов по уровню обеспеченности населения качественными торговыми площадями подготовила столичная компания «Магазин магазинов». Всего в исследовании принимали участие 13 российских городов-миллионников. Москву и Санкт-Петербург в общий рейтинг не внесли.
Авторы рейтинга выяснили, что в 2014 году в российских регионах всего было введено в эксплуатацию 32 торговых центра совокупной арендопригодной площадью 1,2 млн кв. м. И это, к слову, почти на треть меньше заявленного к вводу объема (43 торговых центра арендопригодной площадью чуть выше 1,7 млн кв.м).
Ранее на эту тему:
Лидеры среди регионов
На первой строчке рейтинга, как и в прошлом году, оказался Екатеринбург, где на одну тысячу жителей приходится 439 кв. метров торговых площадей. Воронеж, напротив, опустился еще на один пункт по сравнению с 2014 годом, уступив второе место Самаре. Теперь, по подсчетам аналитиков, в областной столице на одну тысячу жителей приходится 425 «квадратов» коммерческих площадей.
В топ-5 также вошли Уфа (337 кв. м) и Ростов-на-Дону (328 кв. м). «Екатеринбург удержал лидерство в рейтинге благодаря вводу в эксплуатацию 4-ой очереди торгового центра «Гринвич» (72 400 кв.м GLA). Уфа выросла за счет торгового центра «Аркада» (45 000 кв.м GLA), а Самара – благодаря «Амбару» (90 000 кв. м GLA)», – объясняет руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов» Андрей Васюткин.
В остальном, как отмечают авторы исследования, расстановка сил в сравнении с предыдущим исследованием практически не изменилась.
Столицы – вне рейтингов
Москва и Санкт-Петербург, по словам аналитиков, целенаправленно не были внесены в общий рейтинг городов-миллионников, поскольку численность населения в обеих столицах слишком сильно отличается от остальных городов. Вместе с тем специалисты отмечают существенное изменение уровня обеспеченности торговыми площадями населения Москвы. По итогам 2014 года в столице было введено в эксплуатацию рекордное количество торговых площадей – 14 торговых центров. Их суммарная коммерческая площадь составляет 684,4 тысяч кв.метров. В результате этого на 1000 жителей Москвы теперь приходится 400 «квадратов» качественных торговых площадей, тогда как в 2013 было 343 кв. метров. Показатель по Санкт-Петербургу также вырос, но не так существенно – 446 кв. м на 1000 жителей в 2014 году против 422 кв. м на 1000 жителей в 2013 году.
Самара: количество не значит качество?
Самара уже не первый год попадает в тройку лидеров региональных рейтингов городов по обеспеченности населения торговыми площадями. На сегодняшний день в столице региона более 55 торговых центров. При этом у города есть все шансы оказаться на первой строчке рейтинга: в 2015 году – в областной столице запланировано открытие еще одного крупного торгового центра «Гудок», арендопригодная площадь которого составит 115 тысяч квадратных метров.
Однако самарские аналитики отмечают, что подобные исследования зачастую учитывают только количественный показатель. «По количеству торговых площадей Самара действительно в лидерах, а вот по поводу их качества я бы поспорил. Определять нужно не только площадь, но и заполняемость, состояние, качество арендаторов, уровень управляющей компании и многие другие факторы», – говорит директор компании Royal Estate Boutique Никита Петухов.
По мнению эксперта, с этой точки зрения город до сих пор не обеспечен достаточным количеством качественных коммерческих объектов. «В Самаре нет хороших моллов в историческом центре города, в Самарском, Ленинском районах, нет необходимых универмагов, узкоспециализированных торговых центров, которых должны быть много и которые должны быть разноформатными», – отмечает специалист.
Вместе с тем, по мнению Никиты Петухова, нынешняя экономическая ситуация может в какой-то степени исправить положение и оставить на самарском рынке только торговые центры, отвечающие высоким требованиям. «В кризис выживут только сильнейшие, и арендаторы переедут в наиболее качественные торговые центры», – считает аналитик.
По данным компании «Магазин магазинов», в 2015 году в российских регионах запланировано к вводу 44 торговых центра с суммарной арендопригодной площадью в 1,9 млн кв. м.
Фото: Фото из архива 63.ru