Пожалуй, нет в России более контрастного города, чем Самара. Только здесь фешенебельные высотки соседствуют бок о бок с покосившимися избушками, а на улицы, где стоимость квадратного метра жилья переваливает за 80 тысяч рублей, до сих пор выливают помои.
Да и сам частный сектор в Самаре – это поистине контрастная картина. С одной стороны, дорогостоящие «терема», а с другой – развалившиеся хибары без коммуникаций. Но есть и то, что их объединяет – отсутствие хотя бы мало-мальски сносных дорог, благоустройства и социальной инфраструктуры.
В студенчестве мне часто приходилось переходить из корпуса госуниверситета на улице Потапова в главный корпус на Академика Павлова, рядом с Ново-Садовой. Мой путь пролегал через частный сектор, больше известный как поселок «Сад-город», и его нельзя было назвать легким. Разбитые дороги без намека на тротуары, пыль, которая летом вьется столбом, горы строительного мусора и непролазная грязь осенью и весной. И даже крошечные остатки садов, которые цвели здесь когда-то, не спасают положение. Так и не скажешь, что это географический и теперь уже деловой центр Самары. Но что меня удивляло больше всего, так это трехэтажные «дворцы», демонстративно отгороженные высокими заборами от деревянных лачуг. Так неужели, думала я, хозяевам этих коттеджей приятно жить в таких условиях? А если нет, так что мешает скинуться (уверена, не обеднели бы) и отремонтировать хотя бы дорогу, по которой они ездят каждый день?
Ведь судя по состоянию этих жилых массивов, дела до них нет никому в этом городе. В муниципальном бюджете средства на их благоустройство не закладывают, вот и получается, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Причем в прямом смысле слова. Меня поразила растиражированная в СМИ история семей, которые, сложно сказать «живут», скорее выживают в остатках частного сектора на улице Московской. Их деревянный домишко еще восемь лет назад оказался в эпицентре стройки. Основную часть расположенного здесь частного сектора расселили, однако в скором времени бизнесмен, затеявший строительство, загремел в тюрьму. В результате один из оставшихся стареньких домов, который и раньше стоял в низине, превратился в чашу для скопления грунтовых вод. Строение, в котором до сих пор проживают две семьи, подтоплено со всех сторон, от обрушения его спасают лишь деревянные подпорки. Сами же «утопающие» не решаются съезжать в маневренный фонд, поскольку иначе жилья от нового застройщика им не добиться.
Ольга Нестерова. Редактор сайта Dom63.ru. В 2013 году окончила Самарский государственный университет. Магистр филологии. В СМИ работает с 2012 года.
«Острова» частной застройки нередко мешают девелоперам планировать масштабные жилые кварталы. Один из последних случаев – Постников овраг. В прошлом году на суд общественности был представлен проект планировки территории в границах Лейтенанта Шмидта, Волги, улиц Новомайской и Жуковского. Но застройщику так и не удалось сломить сопротивление местных жителей. На публичных слушаниях по этому проекту разгорелся настоящий скандал. Чего только не обещали этим самарцам: и школу, и детский сад, и хорошие дороги со скверами и набережной, но переехать в двадцатиэтажные высотки согласились далеко не все. У многих из тех, кто голосовал «против», в этих домах жили деды и прадеды, а кто-то только недавно отстроил на берегу Волги собственный добротный коттедж. О чем тогда речь?
Однако бывает и так, что многоэтажки все-таки наступают и «проглатывают» частные анклавы. Это называется развитием города за счет внутренних территорий. Стремление упаковать город в панель и монолит понятно, но ведь и частный сектор не намерен сдаваться. Сегодня он по-прежнему занимает почти 40% территории Самары, а новостройки плавно «переезжают» на ее окраины, а то и вовсе за город. Те, кто называет массивы с частными жилыми домами пережитками прошлого, будут отчасти правы. Но ведь никто и не пытался дать им вторую жизнь. Возможно, гармоничное развитие города заключается именно в параллельном становлении различных, но, подчеркну, цивилизованных форм жилья.
Через три года Самаре будет предоставлен уникальный шанс – чемпионат мира по футболу. На мой взгляд, это отличный повод сделать из полусельских поселений под названием «частный сектор» достойное место для жизни. Ведь эти жилые массивы тоже имеют право на существование, они – история этого города и его неотъемлемая часть. Так может стоит привести их в порядок, а не ждать, пока город «сгниет» изнутри?
Предыдущие записи автора:
Нужно ли делиться квартирой с супругом?
Капремонт: за что мы платим?