Управляющие компании обязали выплачивать жителям компенсации за сбои в предоставлении коммунальных услуг и расчетные ошибки в платежках. Соответствующие поправки внесены на днях в Жилищный кодекс РФ. Однако, по мнению самарских коммунальщиков, переносить на них материальную ответственность за поставку всех комуслуг несправедливо.
Принимать активные меры по ужесточению санкций в отношении нерадивых управляющих компаний, обслуживающих дома, федеральные власти начали осенью прошлого года, когда в силу вступил закон о лицензировании. Процедура, призванная очистить рынок ЖКХ от недобросовестных игроков, не только лишила права работы в этой сфере часть УК, но и серьезно ужесточила требования к дальнейшей деятельности остальных игроков коммунального рынка. Так, теперь лишиться права обслуживать конкретный дом управляющая компания может уже в том случае, если в течение года хотя бы дважды не исполнит предписания Госжилинспекции по этому объекту. Если же количество исключенных из управления домов достигает 15% от площади всех обслуживаемых компанией, ее лицензию и вовсе могут аннулировать.
Ранее на эту тему:
Очередным шагом в усилении требований к коммунальщикам стали новые поправки в Жилищный кодекс, которые были внесены Правительством РФ в понедельник, 29 июня. Согласно им, у жильцов впервые появилась гарантия финансовой компенсации от управляющей компании, если в их домах сверх допустимого временного периода отключаются тепло, горячая вода или не работает лифт. И если раньше потребитель, доказавший факт оказания ему некачественной коммунальной услуги, мог просто за нее не платить, то теперь он получит в своем роде моральную компенсацию. Точную величину штрафа установит Правительство РФ. Как отметил в своем интервью «Российской газете» министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень, его размер может составить 30% от стоимости данной услуги.
Также выплачивать штраф в пользу жильцов управляющей компании придется в случае необоснованного завышения коммунальных платежей, включая счетные ошибки. Собственникам, которым неверно рассчитали плату за ЖКУ, по-прежнему нужно будет посещать расчетный центр, разбираться с начислениями, но, если они сумеют доказать свою правоту, 15% от неправильно начисленной суммы будет направлено на их счет.
По данным Госжилинспекции Самарской области, за 2014 год в регионе зафиксировано более тысячи нарушений расчёта внесения платы за коммунальные услуги и 1148 нарушений, связанных с некачественным предоставлением коммунальных услуг.
Самарцы уверены, что такие меры позволят повысить дисциплину поставщиков коммунальных услуг. «Если в подъезде не работает лифт три недели, а управляющая компания ничего не делает, чтобы это исправить, ее нужно заставить выплатить штрафы жильцам. Ведь там живут и пожилые люди, которым очень тяжело обходиться без лифта. Думаю, это будет мотивировать управляющие компании», – считает самарчанка Марина Кравченко.
А вот представители управляющих организаций оценивают нововведение неоднозначно. «Мы пошли по другому пути: решили ввести в наших организациях систему страхования ущерба, нанесенного жителям. Это и плохо убранный подъезд, некачественный ремонт, после которого прорвало трубу и затопило всех, неочищенные крыши, сосульки с которых упали и разбили кому-то машину. Вот это, я считаю, нужно компенсировать. А такие вещи, как подача электроэнергии в дома, нет. Электроэнергию управляющая компания не вырабатывает, поэтому не может давать ее качественнее», – говорит генеральный директор НП СРО «Поволжский межрегиональный центр регулирования деятельности в сфере ЖКХ» Петр Гаранин.
Вместе с тем эксперт отметил, что штрафы в пользу жильцов станут даже более эффективной мерой для коммунальщиков, чем лицензирование.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com