В Самарской области 2276 детей-сирот не обеспечены жильем. В этом году чиновники готовы выдать квартиры только для 635 человек. По данным властей, решить проблему не позволяет нехватка финансирования и отсутствие подходящего жилфонда на рынке. Однако есть мнение, что муниципалитеты просто не эффективно работают в этом направлении.
Проблема обеспечения жильем детей-сирот остается достаточно острой в регионе на протяжении последних лет. Только в 2014 году, по данным областной прокуратуры, было выявлено более 900 нарушений закона в части предоставления квартир этой категории детей. По состоянию на 1 июля 2015 года в списках на получение жилья в Самарской области стоит 4001 человек из числа детей-сирот. Из них 2276 – это те, у кого право на получение квартиры возникло, но до сих пор не реализовано. При этом в текущем году жилье получили пока лишь 117 человек. Всего же в 2015 году чиновники планируют обеспечить жилплощадью только 635 детей.
Ранее на эту тему:
Такие данные были озвучены на минувшей неделе во время заседания Общественного и Экспертного советов при уполномоченном по правам человека в Самарской области. Как отмечают в пресс-службе аппарата омбудсмена, даже наличие судебного решения не становится для сирот гарантией скорого получения квартиры. Так на 1 августа текущего года в губернии вынесены, но не исполнены 864 подобных решения Фемиды. На их исполнение сегодня необходима сумма в 1 млрд рублей.
Однако нехватка финансирования – не единственная причина, которая не позволяет вовремя выдать сиротам положенные по закону квартиры. Представители мэрии отмечают, что на рынке сегодня нет достаточного количества готового жилья, которое бы соответствовало установленным критериям (не менее 33 кв.м общей площади).
В 2015 году на обеспечение жильем детей-сирот из бюджета Самарской области выделено 519,2 млн рублей (в том числе 94,6 млн рублей – из федерального бюджета).
Кроме того, решения суда об обеспечении сирот (уже включенных в список) жильем вне очереди ставят в худшее положение других детей, которые были включены в перечень ранее. По мнению представителей горадминистрации, в связи с этим необходимо менять законодательство, поскольку муниципалитеты вынуждены оплачивать штрафы судебных приставов, но средств на решение проблемы по обеспечению детей-сирот жильем тем не менее не имеют. «Нецелесообразно выходить с исками в суд, если ребенок уже стоит в списке очередников. Если по каким-то причинам ему отказали в постановке в очередь, тогда вопрос нужно решать через суд. Муниципалитетам сколько денег выделили, столько квартир и приобрели», – отметила руководитель самарского департамента семьи, опеки и попечительства Светлана Найденова.
По мнению самарского омбудсмена Ольги Гальцовой, со стороны чиновников наблюдается определенная недоработка в этом вопросе, а найти подходящее жилье можно с помощью частно-государственного партнерства. «Я не понимаю, почему у нас нет жилья при таких огромных темпах строительства. Кто выдает разрешение на строительство? Кто выделяет площадки? Кто диктует условия заказчикам? Муниципалитеты. Надо плотнее работать с застройщиками, чтобы хотя бы 1% построенных площадей передавали муниципалитету для обеспечения детей-сирот. Раньше уже такое было: 10% квартир в новых домах передавались муниципалитету под социальные нужды. Не решить эту проблему по детям-сиротам, значит расписаться в собственном бессилии», – заявила уполномоченный по правам человека.
С позицией омбудсмена согласен и основатель ГК «Амонд» Ростислав Хугаев. По его словам, любой уважающий себя застройщик, который крепко стоит на ногах, в состоянии 3-4% построенных площадей выделить на социальные нужды. Но для этого муниципалитетам придется максимально уменьшить сроки получения разрешения на строительство. «Если сроки выдачи сократятся при условии, что все документы готовы, любой застройщик это поддержит», – подчеркнул девелопер.
Председатель правления Самарского отделения Российского общества инженеров строительства Александр Латкин считает, что необходимо обратиться в этом вопросе к опыту Белоруссии. «На аукцион выставляется площадка, уже обеспеченная инженерными сетями, но с обременением, какое количество жилья передать для льготной категории граждан. И любой застройщик для себя решает покупать или нет такой участок на аукционе. Деньги, вырученные на аукционе, имеют целевое назначение. Подрядчик, получая площадку, знает, что обязан продать муниципалитету определенное количество квартир по специально установленной цене», – отметил эксперт.