Самарские чиновники намерены перенять опыт Иркутска по реновации исторической части города. В сибирском центре на месте жилых деревянных домов был воссоздан квартал из семидесяти коммерческих строений. Такая модель развития категорически не подходит Самаре, уверены некоторые архитекторы. Она превратит центральную часть города в торгово-развлекательную зону, где не смогут жить люди.
Активная работа по комплексному освоению исторического центра Самары началась в минувшем году в рамках подготовки к мундиалю. В апреле 2014 года областное правительство утвердило проект планировки территории в границах стрелки рек Волга и Самара, улиц Комсомольской и Фрунзе, разработанный «Институтом «Ленгипрогор». На оставшейся территории исторического центра также планируется реализовать проект «Пять кварталов». Освоением исторических кварталов и стрелки займется Самарский областной фонд жилья и ипотеки.
Ранее на эту тему:
Однако развитие застроенных территорий потребовало от застройщиков решения комплекса вопросов: взаимодействия в этом процессе бизнес-сообщества и госструктур, привлечения инвесторов и отселения горожан из ветхого жилья.
Для поиска оптимальной модели развития центра областной столицы региональная делегация во главе с главным архитектором Самарской области Анатолием Баранниковым посетила Иркутск. Здесь, как отмечают в пресс-службе фонда, областным и городским властям удалось объединить усилия проектировщиков с возможностями инвесторов и на месте бывших трущоб в центральной части города воссоздать квартал из семидесяти с лишним строений, 15 из которых внесены в предварительный список культурного наследия ЮНЕСКО.
Представители делегации остались довольны опытом реновации центра Иркутска. Анатолий Баранников по итогам визита подчеркнул: «Проект «130-й квартал» – это то, что мы должны сделать с нашим историческим центром. Мы должны привлечь туда людей, вернуть туда жизнь. Опыт Иркутска – и положительные, и отрицательные моменты – должен помочь нам избежать ошибок».
Однако, как отмечают самарские архитекторы, реновация в рамках проекта «130-й квартал» в Иркутске превратила историческую часть города в первую очередь в коммерческую зону. «Это был проект радикального преобразования 80 гектаров исторического центра. В результате только один квартал в пять гектаров был преобразован. Данный проект предполагал полностью расселение, отмежевание пешеходной зоны и расположение в виде магнита большого торгового центра площадью 30 тысяч квадратных метров», – рассказывает заместитель декана Высшей школы урбанистики в Москве Виталий Стадников (экс-главный архитектор Самары).
130-й квартал (также – Иркутская слобода) – специально создаваемая зона исторической застройки в Иркутске, включающая в себя несколько десятков памятников архитектуры и истории города. Квартал расположен в южной части исторического центра Иркутска у подножья Крестовой горы в Октябрьском округе. Согласно проекту, в квартале отреставрированы деревянные дома только по периметру района и те, что имеют историческую ценность. Также восстановлены и перенесены из других районов утраченные здания. В них расположены кузнечные и гончарные мастерские, сувенирные лавки, кафе, и рестораны.
Главным изъяном проекта специалист назвал утрату исторической среды. «По сути это заново воссозданная среда, изображающая историческую. Это проект не консервационный, а реконструктивный, своего рода «диснейленд». Жителей в нем как в субъекте не осталось вообще. Этот квартал для России 2010 года – опыт уникальный, но для России 2015 года и тем более для Европы он не учитывает понимание задач преобразования городов. Это нежилая среда, которая держится лишь на том, что есть якорь в виде довольно посредственного молла, к которому движутся люди по пешеходной оси, а вдоль нее расположили избы, изображающие старые дома», – объясняет архитектор. Он уверен, что этот опыт к территории исторического центра Самары неприменим. «Речь идет о самой древней и самой ценной части Самары, к которой не может быть отношения, подобного тому, которое продемонстрировано в рамках проекта «130-й квартал» в Иркутске. Эту идею не консервации, а изображения наследия, которая свойственна скорее пониманию реставрации 70-х годов, продолжать сейчас к действительно насыщенной смыслами, историческими памятниками территории Самары в районе стрелки недопустимо», – говорит Виталий Стадников.
Представители архитектурного сообщества отмечают, что главное слово в формировании облика исторической части города должно быть за самарцами. «Только жителям решать, насколько их устраивает такой вариант, сохраняет ли он идентичность в отношении исторической среды. Мы отстаиваем точку зрения, что среда должна быть целостной и развиваться на основе соучастия жителей, бизнеса и власти. И в основе должна лежать концепция саморазвития, где горожане играют роль активных субъектов территории. В городе много людей, которые выдвигали собственные варианты реконструкции. Если бы это было принято во внимание, то получился бы более живой и гуманный процесс», – считает профессор Самарского государственного архитектурно-строительного университета Сергей Малахов.
Фото: Фото предоставлены пресс-службой СОФЖИ