Большинство россиян в целом удовлетворены качеством жилищных и коммунальных услуг. К такому выводу пришли специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения. Основной бедой ЖКХ жители страны назвали высокую квартплату. А какие проблемы в этой сфере наиболее остро стоят для самарцев? Dom63.ru предлагает поучаствовать в опросе.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование, посвященное изучению удовлетворенности россиян услугами ЖКХ и отношению к взносам на капитальный ремонт.
72% граждан, принявших участие в опросе, считают качество услуг ЖКХ, предоставляемых по месту жительства, вполне приемлемым – удовлетворительным или хорошим. При этом доля положительных оценок – хорошо и отлично – за полгода выросла с 21% до 27%. «Плохо» и «очень плохо» отметили 18% и 9% опрошенных соответственно, то есть не удовлетворены работой коммунальных служб и управляющих компаний более четверти россиян.
Помимо непосредственно оценки качества услуг организаторы опроса предложили респондентам выбрать наиболее значимые проблемы отрасли. Вариантов можно было выбрать несколько. Самое большое число жалоб у жителей страны вызывает высокая стоимость услуг ЖКХ. Этот пункт отметили 68-71% опрошенных. Низкое качество жилищных услуг беспокоит 37% россиян, обветшание жилого фонда – 37%, отсутствие надлежащего контроля со стороны ГЖИ – 30%, недоступность жилья – 29%, низкий уровень благоустройства придомовых территорий – 27%. Более четверти опрошенных – 26% – в качестве значимой проблемы отметили несоответствие отопления погоде. 21% россиян выделили пункт, качающийся коррупции и взяточничества сфере ЖКХ.
Всероссийские опросы ВЦИОМ проведены в мае–декабре 2015 года. Опрошено 9600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Интересно, что размер квартплаты беспокоит людей больше всего, однако назвать сумму своих реальных ежемесячных коммунальных выплат без подсказки не смогли почти половина (49%) участников исследования. «Подобная неосведомленность может указывать на то, что эта статья расходов пока не рассматривается как важная», – говорится в сообщении пресс-службы ВЦИОМ. Кроме того, специалисты центры делают вывод, что потребители склонны преувеличивать свои расходы на ЖКУ.
Отдельная часть опроса касалась отношения россиян к программе капитального ремонта многоквартирных домов. Каждый третий (32%) респондент уверен, что его дом требует срочного капремонта, каждый четвертый – что такая необходимость появится в ближайшие три-пять лет. При этом взносы на капитальный ремонт платят 76% жителей многоквартирных домов. «Несмотря на общую полемику в СМИ, россияне сейчас в целом готовы принять эту идею (программы капремонта. – Прим. ред.), но результаты хотят видеть уже в ближайшей перспективе. Затягивание в решении этих вопросов может, конечно, привести к росту социального недовольства. В этой связи одной из возможностей россияне рассматривают вариант с созданием системы кредитования капремонта: сначала ремонт – потом оплата», – рассказывает руководитель отдела по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин.
Общая для России тенденция к улучшению оценок функционирования сферы ЖКХ прослеживается и в Самарской области. По результатам социологического исследования, организованного на официальных сайтах регионального правительства и муниципальных образований в течение прошлого года, на качество услуг ЖКХ жители Самары смотрят весьма оптимистично. Уровень удовлетворенности населения этой сферой составил 77,2%. Горожане оценивали качество услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения. Например, качеством холодной воды довольны 66,9% участников опроса, горячей воды – 80,6%, отопления – 81,2%.
Однако далеко не все эксперты разделяют оптимистические настроения, которые отмечают социологи. Те, кто непосредственно работают с обращениями граждан по проблемам ЖКХ, пока не замечают сокращения числа жалоб. «Я не сильно доверяю таким результатам соцопросов. Наоборот, в последнее время обращений по разным темам жилищно-коммунального хозяйства стало больше. Причем эти обращения становятся все более предметными, конкретными, конструктивными. Этот говорит о том, что люди стали больше интересоваться темой ЖКХ, пытаться разобраться в существующих проблемах. Все больше жителей стараются принимать непосредственное участие в процессе управлении своим многоквартирным домом, а не оставляют все на откуп обслуживающих организаций», – объясняет председатель профильной комиссии Общественной палаты Самарской области, руководитель регионального центра общественного контроля ЖКХ Виктор Часовских.
Dom.63.ru тоже решил узнать, какие проблемы в сфере ЖКХ волнуют самарцев больше всего.
Какие проблемы в сфере ЖКХ, с вашей точки зрения, наиболее актуальны и значимы для Самары?
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com