В 2015 году в структуре администрации Самары было возрождено управление главного архитектора областной столицы. Каковы основные задачи и функции нового ведомства, как организовано взаимодействие с застройщиками, и какие трудности возникают при реставрации фасадов исторических зданий, Dom.63.ru узнал у назначенного на эту должность самарского архитектора и проектировщика Алексея Самарцева.
– Алексей Евгеньевич, какие задачи и полномочия возложены на возрожденное управление главного архитектора города?
– Раньше мы работали в структуре департамента строительства и архитектуры. Но в преддверии такого важного и масштабного мероприятия, как чемпионат мира по футболу–2018, остро встала необходимость в восстановлении архитектурного облика Самары, особенно его исторической части. К сожалению, эти территории оказались совершенно незаслуженно практически брошенными в последние десятилетия. Задача по подготовке города и была возложена как основная на возрожденное управление главного архитектора. Это первое и, пожалуй, важнейшее направление работы нашего управления – приведение архитектурно-художественного облика областной столицы в надлежащий вид. Второе – создание и реализация концепции комплексного благоустройства Самары. Придание нового звучания городской застройке. К этому относятся и ландшафтные преобразования, и мощение, и озеленение, и освещение, и архитектурная подсветка – все это в комплексе должно быть решено. Причем за нашим управлением закреплена именно разработка концептуальных архитектурных решений, а их непосредственное воплощение в жизнь возложено на городской департамент благоустройства и экологии. Поэтому с этим ведомством мы также работаем в тесном взаимодействии.
– Как построено взаимодействие главного архитектора города и главных архитекторов районов?
– В районах отделы архитектуры находятся в стадии формирования. Где-то главные архитекторы уже назначен, укомплектован штат, где-то пока нет. В отделы на уровень районов перешла часть важных полномочий, закрепленных ранее за департаментом строительства и архитектуры. (Прим. ред. – Теперь – градостроительства.) Например, такая важная функция, как организация публичных слушаний. Поэтому надеемся, что удастся как можно чаще привлекать специалистов из районных администраций к своей работе.
– Одна из важнейших задач, возложенных на управление главного архитектора – реставрация и восстановление фасадов исторических зданий, расположенных на гостевых маршрутах. Сколько объектов сейчас находится в работе, и каковы планы на 2016 год?
– Приведение в порядок фасадов – это одно из основных направлений, которым мэр Самары Олег Фурсов поручил заняться вновь созданному управлению главного архитектора. В 2015 году мы начали реставрировать 14 объектов культурного наследия. И до конца 2016 года работы завершатся на 10 из них. По оставшимся четырем – несколько позже. Речь идет именно о восстановлении фасадов. Финансирование разработки научно-проектной документации и самих ремонтно-реставрационных мероприятий на этих ОКН ведется за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов.
– Алексей Евгеньевич, могли бы привести пример зданий, реставрация фасадов которых завершится в 2016 году?
– В основном все эти объекты расположены на улице Куйбышева: дом №121 (дом Малышева), №91 (дом Смирнова, в котором в 1895-1896 годах жил писатель Максим Горький), №38 (усадьба жены коллежского асессора Тимофеева), №81 (дом Шабаева), №125 (здание женской гимназии). А также дом Кудряшова на Фрунзе, 79. Работы по этим ОКН находятся на разных стадиях промежуточной готовности. Где-то исторические фасады сохранились лучше, где-то хуже. Надеемся, что в итоге реставрация будет завершена на достойном уровне.
– Сообщалось, что к участию в реставрации фасадов некоторых ОКН в 2015 году удалось привлечь меценатов. Расскажите об этом поподробнее.
– Действительно, еще семь исторических зданий удалось отреставрировать в 2015 году с помощью спонсоров. Мы направили предложения об участии в восстановлении объектов культурного наследия Самары в различные компании и получили очень хороший отклик. Нашлись бизнесмены, которые с удовольствием согласились и даже почли за честь вложить средства в собственный город. Мы встретились, обговорили все условия, дали свои рекомендации, предоставили планы необходимых реставрационных мероприятий и начали работать. Как итог – семь зданий, которые теперь украшают Самару.
– Если не секрет, какие компании выступили инвесторами?
– Поучаствовать в этом благотворительном проекте согласились несколько компаний, которые в том числе занимаются и строительной деятельностью. Например, НПФ «XXI век», ПСК «Волга», «Стройсервис», «Стройком». Целых три объекта отреставрировала за собственный счет немецкая корпорация «ЛАПП Руссия». Глава холдинга Андреас Лапп встречался с мэром и рассказал, что ему очень нравится наш город. Он выразил желание и в последующем участвовать восстановлении исторических памятников Самары. Хочу, пользуясь случаем, еще раз выразить благодарность всем спонсорам, которые приняли участие в реставрации объектов культурного наследия. Надеемся, что число компаний, желающих внести свою лепту в восстановление города, будет только расти. Мы уже разослали предложения поучаствовать в реставрации задний в 15 крупных самарских предприятий. Верим, что получим положительный отклик.
– На каких условиях спонсоры вкладывали средства в реставрацию фасадов?
– Пока это была чисто меценатская деятельность. Но сейчас в областном управлении охраны ОКН разрабатывается новое постановление, по которому инвесторы смогут взять отреставрированный за счет собственных средств объект в аренду на длительный срок всего за рубль. Подобная положительная практика уже есть в Москве, Санкт-Петербурге. Надеемся, что такие прецеденты появятся и у нас. Кроме того, рассматривается возможность предоставления спонсорам определенных налоговых льгот.
– В чьей собственности находятся объекты, реставрация фасадов которых сейчас ведется? Если в частной, то как собственники участвуют в этом процессе, в том числе в финансировании?
– Приведение в порядок внешнего вида зданий, особенно на гостевых маршрутах, – сейчас вопрос принципиальный и очень важный. Поэтому пока мы стараемся не разделять объекты по тому, в частной или государственной собственности они находятся. Конечно, в 73 ФЗ о памятниках архитектуры указано, что реставрация должна проводиться в том числе за счет средств их владельцев. И мы проводили несколько совещаний с собственниками в Самарском, Ленинском районе, объясняли им ситуацию и необходимость приводить их дома в порядок. В то же время мы понимаем, что мероприятия эти не из дешевых: реставрация объектов культурного наследия стоит дорого. Разработка одной только научно-проектной документации стоит в районе 300–500 тысяч рублей. Далеко не у всех найдутся такие деньги. Некоторые коммерческие организации, в эксплуатации у которых находятся ОКН, могут себе такое позволить. Обычным же самарцам, которые живут в домах, отнесенных к памятникам, это не под силу. Тем более что сама процедура довольно сложная: надо получить охранные свидетельства, паспорт объекта, согласовать перечень необходимых работ с управление охраны ОКН.
– Какие еще сложности возникают при реставрации фасадов памятников архитектуры?
– Конечно, главная проблема сегодня, в кризис – это отсутствие финансирования. Помимо этого, мы остро ощутили кадровый дефицит. В трудные 90-е годы профессиональные отделочники и реставраторы перепрофилировались. Сегодня в эту сферу пришла молодежь, но многих секретов им не передали, уровень мастерства утерян. Поэтому иногда возникают проблемы с квалификацией тех специалистов, которые работают на наших объектах.
– Сколько всего ОКН планируется отреставрировать в фасадной части до 2018 года?
– На основных гостевых маршрутах в Самаре расположено 410 исторических зданий, фасады которых нуждаются в реставрации. Именно эти памятники мы и должны привести в порядок в первую очередь. Всего же в городе таких объектов, нуждающихся в реставрации, более двух тысяч.
– В Самаре реализуются несколько масштабных проектов комплексного развития территорий, в том числе в пределах исторической части города. Как ваше управление работает с застройщиками? Проходят ли ваше согласование проекты планировки территорий и отдельные архитектурные решения?
– Непосредственно в наши полномочия это не входит. Функция контроля за застройкой территорий осталась в ведении департамента градостроительства. Но мы взаимодействуем с застройщиками в плане обсуждения общих вопросов, в том числе согласуем решения по фасадной части проектов. Более того, без нашего одобрения внешнего облика новых зданий компания может не получить разрешения на строительство. В Градостроительном кодексе такой порядок не прописан, поэтому наши предложения носят рекомендательный характер. И тем не менее важно, что такое обсуждение проходит уже на этапе разработки архитектурного проекта. Ведь от работы тех компаний, которые занимаются застройкой городских территорий, в первую очередь зависит, каким в итоге будет внешний облик Самары.
– Недавно в Нижнем Новгороде определили перечень новых архитектурных объектов, которые стали визитными карточками города. А какие здания в Самаре вы бы назвали знаковыми с архитектурной точки зрения?
– Знаковые объекты в городе, безусловно, есть. К таковым можно отнести особняк Курлиной, в котором после реставрации открылся музей модерна. Дом Клодта, где уже много лет располагается детская картинная галерея. Вообще, это здание на Куйбышева – один из моих любимых архитектурных объектов в Самаре. Если брать тот же исторический период, то у нас есть масса очень красивых и достойных сооружений. Среди современных построек я считаю достаточно интересным зданием архитектора Головина на улице Лесной, в котором располагается компания «Самаранефтегаз». Или жилой дом по улице Фрунзе – «Муха» архитектора Кудерова. Это современный проект, идеально вписанный в контекст окружающих его исторических объектов, удостоенный множества профессиональных архитектурных премий. Самарская набережная, памятник ракете-носителю «Союз». Все эти объекты по праву можно считать достойными визитными карточками Самары. И конечно, надо обязательно восстанавливать историческую часть нашего города, потому что это главное, что мы сегодня можем показать гостям и чем действительно можем гордиться.
Фото: Видео Алексея Ногинского