Жители Самарской области не доплатили за услуги ЖКХ в 2015 году более полутора миллиардов рублей. Не исключено, что к взысканию этой задолженности в ближайшее время подключится специализированная государственная компания. Идею о создании единого оператора озвучили представители общероссийского народного фонда. Предполагается, что триллион рублей, который жители страны недоплатили за тепло, газ, свет и воду, переведут кредиты, проценты с которых будут капитализировать и направлять в модернизацию системы ЖКХ.
Каждое пятое гражданское дело, рассматриваемое в судах страны, относится к взысканию долгов за коммунальные услуги. Причем, по итогам трех кварталов 2015 года, количество дел по должникам выросло на 23 процента.
В Самарской области, по данным регионального управления Федеральной службы судебных приставов России, в 2015 году в работе находилось свыше 58 тысяч исполнительных производств о взыскании задолженности в пользу организаций ЖКХ на сумму более 1,5 миллиардов рублей.
«Окончено и прекращено около 36 тысяч исполнительных производств на сумму свыше 835 миллионов рублей. Всего в пользу предприятий ЖКХ за 2015 год было взыскано и перечислено свыше 422 миллионов рублей», – сообщают приставы.
В целом по стране долг россиян за жилищные и коммунальные услуги достиг рекордного размера – суммы с двенадцатью нулями. Об этом одному из федеральных СМИ, рассказал в интервью заместитель министра строительства России Андрей Чибис. Причем, по словам чиновника, среди злостных неплательщиков не только простые граждане, но и управляющие компании, ТСЖ, теплоснабжающие предприятия водоканала.
Повысить платежную дисциплину россиян призваны новые правила и размеры начисления пени за просрочку квартплаты и ЖКУ. Соответствующие поправки вступили в силу с 1 января 2016 года. Самые мягкие условия начисления неустойки за просрочку коммунальных платежей предусмотрены для населения, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов. Если раньше пени могли начать «капать» буквально с первого дня задержки оплаты, то теперь у жителей и ТСЖ есть в запасе 30 дней на погашение. А вот с 31-го дня назначается штрафной платеж в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Если платеж задержать на три месяца, то с 91-го дня пени будет составлять 1/130 от ставки рефинансирования.
Наиболее жесткие штрафные санкции предусмотрены для управляющих компаний, а также тепло- и водоснабжающих организаций. С первого по 60-й день просрочки платежа пени будет начисляться в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ, с 61-ого по 90-й – 1/170 ставки, а с 91-го – 1/130 в день.
Предлагают федеральные эксперты и еще один способ повышения собираемости долгов за ЖКУ с населения и предприятий. Идею в федеральных СМИ озвучил член федерального штаба Общероссийского народного фронта Валерий Фадеев. По его словам, только четверть от общего долга лежит на собственниках, остальная сумма – на предприятиях и коммунальных организациях в регионах. «Кто-то не может потянуть растущие тарифы, кто-то не платит умышленно. А итог один: долги мешают передаче активов – тепловых, электрических сетей, котельных и так далее – проверенным частным компаниям, которые могли бы модернизировать систему и улучшить качество коммунальных услуг. А таких добросовестных компаний у нас много, российский бизнес работает хорошо», – цитируют эксперта в «Российской газете».
Выход из ситуации авторы предложения видят в создании специальной госкомпании-оператора, который бы занимался ликвидацией долгов отрасли. «Каждый долг, к примеру, можно превратить в кредит, в долговое обязательство, в вексель. И дальше, превратив эти долги в активы, надо заставить их работать на благо коммунального хозяйства», – объясняет схему Валерий Фадеев.
Идея создания подобного госоператора уже встретила немало критики. Многие эксперт не считают, что появление дополнительного звена в системе оплаты ЖКУ вряд ли кардинально изменит ситуацию в отрасли. «Я сомневаюсь, что решение проблем отрасли лежит в подобной плоскости. Пока даже сложно представить, как подобная организация будет функционировать. На мой взгляд, уместнее было бы поднять вопрос о создании специального федерального банка для решения проблем в сфере ЖКХ. Работать такая финансовая структура могла бы по принципу аналогичному с агробанком. Ведь помимо долгов потребителей и качества услуг, предоставляемых управляющими компаниями, в отрасли большие сложности возникают с модернизацией инфраструктуры. Получить кредиты на эти цели предприятия, работающие в сфере ЖКХ, практически не могут. Специализированный банк позволил бы решать проблему с поиском финансирования гораздо быстрее», – считает руководитель регионального центра общественного контроля ЖКХ, член общественной палаты Самарской области Виктор Часовских.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com