Это не просто стены и крыши. Каждое из этих зданий — образец отдельного архитектурного стиля. Хотите знать, чем отличаются модерн и конструктивизм? Смотрите нашу подборку, которую мы подготовили к Всемирному дню архитектуры (7 октября).
Собор в честь Святого Вознесения Христова (Вознесенский собор)
Построен в 1840-х годах. Стиль: классицизм. Известный стилевой аналог: Троицкий собор в Санкт-Петербурге.
Вознесенский собор — единственный в городе храм в классицистическом стиле — располагается на улице Степана Разина, 78. Здание прошло путь от кафедрального собора епархии через полное забвение духовной функции в советское время (использовался как склад) к реставрации в 1990-е годы.
Важнейшая черта облика храма — однокупольная базилика с колокольней на девять колоколов, увенчанной тонким шпилем. В советское время главный купол и колокольню разрушили, но само здание сохранилось и до сих пор существует в статусе старейшего в городе храма. Проект реконструкции разработали архитекторы Самогоров и Пастушенко. В 1997 году на здание водрузили главный купол, а в 1999 году восстановили 56-метровую колокольню.
Театр драмы имени Горького
Построен в 1888 году. Стиль: классицизм/русский стиль. Известный стилевой аналог: Исторический музей в Москве.
От первоначального облика Самарского театра драмы сохранились только фотографии. В советский период здание подвергли реконструкции, полностью обновив фасад. Однако изначально творение архитектора Михаила Чичагова сочетало черты классицизма и русского стиля в зодчестве.
— План здания имеет торжественно-симметричную основу, характерную для архитектуры классицизма, а фасад решен средствами живописной декорации из арсенала зодчества московской архитектуры XVII века, — отмечал заслуженный архитектор РСФСР Ваган Каркарьян, реализовавший немало знаковых архитектурных проектов в Куйбышеве и Самаре.
В ближайшем будущем драмтеатр вновь ожидают изменения. Большой резонанс вызвал проект строительства нового театрального здания в Струковском саду — эту идею в итоге отклонили. Однако здание на площади Чапаева все же планируют реконструировать.
Особняк Новокрещеновых
Построен в 1907–1909 годах. Стиль: ранний модерн. Известный стилевой аналог: Ярославский вокзал в Москве.
На улице Фрунзе, 144 располагается, по мнению многих архитекторов Самары, наиболее целостный и показательный пример самарского модерна. Здание сохранило некоторую камерность и ощущение жилого дома.
— В этом особняке видны признаки раннего модерна — асимметрия, декоративность, символичность, построение «изнутри наружу», своеобразие формотворческих стилизованных форм растительного мира, подчеркнуто яркий, индивидуализированный облик дома как единого произведения искусства, — писал об этом здании Ваган Каркарьян.
Значимо и то, что здание это в Самаре появилось на стыке двух архитектурных эпох — уходящего модерна и устанавливающегося неоклассицизма.
Самарская хоральная синагога
Построена в 1908 году. Стиль: мавританский. Известный стилевой аналог: особняк А. А. Морозова на ул. Воздвиженке в Москве.
Архитектор Зельман Клейнерман спроектировал здание хоральной синагоги по заказу участников иудейской общины. Здание расположилось на улице Садовой, 49 и обрело уникальный облик в мавританском стиле. Кстати, похожий вид имели многие европейские синагоги, построенные в конце XIX века.
— Мавританский стиль — это условное название средневекового искусства, развивавшегося в XI-XV веках в странах Северной Африки и южной части Испании. Впервые в исламских постройках Испании осуществили подковообразную арку — гибрид полукруглой и стрельчатой арки. Это форма широко используется в самарской синагоге, — писал Ваган Каркарьян.
Еще один привет мавританскому стилю — чередование красных и белых полос кирпичной облицовки. В советское время в этом здании располагался хлебозавод, а длительный процесс реконструкции стартовал еще в 90-е годы прошлого столетия. К концу 2019 года в здании обещают завершить все противоаварийные работы.
Особняк Субботина-Маркинсона
Построен в 1911–1912 годах. Стиль: готический/неоготический. Известный стилевой аналог: московский ЦУМ.
Говорим «самарская готика» — подразумеваем храм Пресвятого Сердца Иисуса. Однако не только костел наглядно иллюстрирует готический стиль. Особняк Субботина-Маркинсона на улице Алексея Толстого, 30 — это творение архитектора Михаила Квятковского. Один взгляд на это здание вызывает ассоциации со средневековьем. Небанальные цветовые решения, окна разной формы, рельефный фасад — таким этот памятник архитектуры предстает перед горожанами.
— Архитектор надстраивает здание двумя этажами и придает ему черты стиля модерн, используя в данном случае готические формы. Мотивы готики особенно четко просматриваются на последнем этаже здания с высокими башенками и фиалами с остроконечными пирамидами на углах, а также у эркера и центра торцевого фасада. Готические детали сплавлены с декоративными приемами модерна входной части здания и с цветным керамическим убранством оштукатуренного фасада, — писал Ваган Каркарьян в своей книге «Самара. Куйбышев. Самара».
Дом культуры имени Дзержинского
Построен в 1930–1932 годах. Стиль: конструктивизм. Известный стилевой аналог: здание бывшей Фабрики-кухни в Самаре.
Признанный образец зрелого конструктивизма в городе, созданный Леонидом Волковым. Архитектурно это здание образует единый комплекс со зданиями ОГПУ (тот же конструктивизм). Сгоревшее в 1999 году здание УВД тоже входило в этот комплекс. В «Дзержинке» играли джаз и слушали концерт Высоцкого, так что общекультурное значение здания для города сложно переоценить.
— Цилиндр основных помещений, разделенный прогулочными террасами, заключен между двумя объемами лестничных блоков. Вход осуществляется сбоку, поэтому главная цилиндрическая форма остается цельной. Фасады клуба дошли до нас в первоначальном состоянии, — писал Ваган Каркарьян.
Дома завода САЖЕРЕЗ
Построены в 1934–1937 годах. Стиль: постконструктивизм. Известный стилевой аналог: Дом специалистов в Санкт-Петербурге.
История многоквартирной Безымянки начинается здесь — на улице Свободы. Архитектор Леонид Волков спроектировал дом для сотрудников Самарского железнодорожно-ремонтного завода.
— Угловые балконы и окна, строгие эркеры, подчеркнувшие пластику, свойственную конструктивизму, сочетаются с фронтонами, фризами и другими декорациями классики. Осознанное сочетание таких элементов художественно отличает эту постройку от многих конструктивистских зданий. Словом, это довольно редкий пример местного постконструктивизма, — объяснял Ваган Каркарьян.
Дворец культуры Кировского района
Построен в 1961 году. Стиль: сталинский ампир. Известный стилевой аналог: главное здание МГУ в Москве.
Здание с монументальными колоннами в центральной части спроектировали в 1950 году, уже на закате сталинского ампира как стиля излишне роскошного. Нынешний облик дворца появился в результате упрощения первоначального проекта, а занял весь процесс почти 10 лет. Кстати, колонн в портике здания целых десять — это даже больше, чем у Большого театра.