Самарский эксперт в сфере недвижимости, коммерческий директор девелоперской компании Мария Иванова побывала в Екатеринбурге. И посмотрела, какие здания, в том числе жилые, строят на Урале. В Самаре таких нет. Публикуем рассказ о двух домах, которые особенно ее впечатлили.
«Прежде чем строить, архитекторы два года следили за компанией»
— Это фото последнее, которое нам разрешили сделать за периметром. Дальше запрет. В офисное здание РМК — «Русской медной компании» — попасть нереально. Говорят, что если ты подъедешь к зданию и будешь кружить вокруг него дольше понятного, то выйдут сразу 5 человек в черном, без чувства юмора и сильно пожурят.
«Русская медная компания» (РМК) —российская металлургическая компания, штаб-квартира которой находится в Екатеринбурге. РМК осуществляет деятельность в Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Новгородской областях, Хабаровском крае, в Казахстане (Актюбинская область).
Источник: Википедия
— Нам повезло. Нас пустили, рассказали и показали.
Офис «РМК» проектировал Норман Фостер. Прежде чем приступить к проектированию, команда архитектора жила в Екатеринбурге 2 года.
Норман Фостер — британский архитектор. Известен созданием зданий в стиле хай-тек. Его работы можно увидеть в Лондоне, Сингапуре, Нью-Йорке, Франкфурте и других крупных городах мира.
— Первый год работники Фостера каждый день следили, как восходит и заходит солнце в городе в течение года, чтобы уникальные пластины, из которых состоит фасад здания, можно было разместить каждую под своим углом. Чтобы они когда надо отражали солнце, когда надо — поглощали, светились. Чтобы было в меру комфортно внутри и офигенно снаружи.
Второй год они наблюдали за работой «РМК» — как выстроены коммуникации, взаимодействие, движение людского потока. Все эти 2 года — за большие деньги!
Потом был построен экспериментальный модуль во дворе, где все узлы, инженерные решения, пластины и фасады тестировали водой, жарой, весовыми нагрузками.
В здании нет ни одного типового элемента, все индивидуального размера и на заказ.
Всё уникально, с уникальными ювелирными технологиями — бомбардирование медных пластин — это техника создания ювелирных часов.
Совершенно бесполезно понимать, что и как там устроено, спрашивать про ширину лестничных маршей и высоту потолков.
Надо просто стоять и наслаждаться тем, что ты находишься внутри здания, которое совершенно точно лет через 40 станет памятником архитектуры федерального значения. А может, и мирового.
Пробежал шепоток насчет того, что «за такие деньги каждый дурак построит и лучше бы отдали их на социальные нужды».
Во-первых, вообще не каждый дурак построит. Ибо наличие денег не гарантирует достаточного интеллекта, чтобы так смело любить город и притащить в него Фостера Нормана. И построить памятник архитектуры.
Во-вторых, наверняка в «РМК» развита корпоративно-социальная ответственность. Машины скорой помощи и без них могут закупить, а вот построить шедевр без них вряд ли смогли бы. Не хлебом единым!
И это просто кайф, когда во главе денег стоит не завхоз, а настоящий «космонавт».
«Интересно, а любовь к зданию может быть чувством?»
— Это здание я увидела еще из автобуса, когда мы переезжали мост через реку Исеть. Мне показалось издалека, что вся уже застроенная территория очень похожа на наш элеватор благодаря именно этому красному явно недостроенному дому.
Мы как раз и попали на закрытую территорию нового элитного жилого комплекса, который застраивает территорию мукомольного завода XIX века.
А я всю дорогу во дворе искала глазами, где же этот дом?
Меня интересовал только он. Я прихватила представителя девелопера проекта и стала пытать.
Весь ЖК строится на территории завода. А этот один дом — здание Симановской мельницы. Памятник архитектуры. Сохраненный.
Застройщик принял решение приспособить его под жилье. Оставив только фасад, который и является предметом охраны, все внутренности вычистили и построили заново.
В доме получилось всего 25 квартир, есть несколько двухуровневых на последних этажах. Поскольку застройщик рядом возводит элитный ЖК с прямым выходом на реку, с богатыми интерьерами, отливающими золотом, то этот памятник скромно отнесли к бизнес-классу.
Однако я и еще 25 человек считали иначе: это и есть настоящий «элит» на территории всего ЖК.
Все 25 квартир были проданы мгновенно, в то время как богаческие интерьеры еще искали покупателей.
Я посмотрела много интересных ЖК в Екатеринбурге — элитных и не очень. И если бы я жила в этом городе, то только в этом доме.
Часть III. Закругляющая манифесты про стройку
— Они делают проект для людей, а мы делаем, чтобы строители не замучались его строить. Они — это импортные или им следующие архитекторы и авторы концепций ЖК. Мы — это наше всё. Я объехала 5 жилых комплексов в Екатеринбурге с исследовательской целью, и в каждом незримым пеленгатором безошибочно ощутила эту страновую разницу.
Всё складывается из мелочей. Именно они помогают ощутить собственное достоинство в окружающем контексте. Не широкие решения напоказ с очевидными доказательствами того, что «мы постарались для вас», а скрытые решения, которые можно и не заметить, делают тебя уверенным в собственной значимости.
Такое чувство я давно поймала в Дании. В одном очень маленьком городке было невероятное количество разных арт-объектов формата человеческого роста и мельче. Не больших, не гигантских, не заметных. Какие-то невероятные фигурки, предметы, композиции. Не сразу их и заметишь, и только проходя мимо в пятый раз, я могла внезапно обнаружить чудесную композицию человечков. И я вдруг ощутила, что лично меня, случайного туриста, любят и уважают мэр этого городка и все, кто этим городом занимается.
Так же и в прототипе города — в любом жилом комплексе. Незаметными деталями, в которых скрыта забота, формируется ценность места и твоя вместе с ним.
А как тебя охлаждают вычурные решения, с нарочитым пафосом и богаческим богатством!
Если автор проекта главную ценность определил как деньги и их демонстрацию, всё, что он создаст, так и останется деньгами, без смыслов, чувств и ценностей. Это желательно понимать девелоперу и распознавать нам с вами.
А вы как думаете, нужны такие здания в Самаре?