Недвижимость От сиротского приюта до производства кораблей: как руины завода на Куйбышева превратили в креативный кластер

От сиротского приюта до производства кораблей: как руины завода на Куйбышева превратили в креативный кластер

Публикуем экскурсию по недрам станкозавода

Выходы из заводских корпусов превратились в уютные улочки в огоньках

Здания в центре Самары хранят себе историю ушедших эпох. О прошлом многих из них мы никогда не узнаем, но некоторые современники бережно хранят память об удивительных строениях. Так случилось с корпусами бывшего «Самарского станкозавода». Они находились в упадке, когда местная консалтинговая компания решилась на эксперимент. В этих руинах нашли фрагменты домовой церкви, заводские краны и место для десятков новых «заводчан» — от барменов до вокалистов и режиссеров. Показываем, что стало с «Самарским станкозаводом» и как теперь выглядят его помещения изнутри.

От мастерской до пароходов

Комплекс зданий на пересечении Куйбышева и Красноармейской остался от «Средневолжского станкозавода», который, в свою очередь, был основан в советское время здесь на площадях еще дореволюционных предприятий.

— Если откатиться прямо в саму историю, то в далеком 1873 году здесь была такая окраина города. И на этой окраине города один из деятелей самарских — он причем был австрийским гражданином, Готхард Бенке — решил организовать механическую мастерскую. Участок предоставило городское управление. На нем Бенке реализовал небольшой механический цех, где стал ремонтировать и производить веялки, сеялки и другое сельхозоборудование. Что-то у него потом не задалось с бизнесом, в итоге объект выкупила группа самарских купцов и здесь уже развило предприятие, которое даже начало производить пароходы. Кроме производства на будущей территории был сиротский дом домовой с церковью, — рассказывает об истории здания управляющий «Станкозавода» Павел Новиков.

Церковь относительно основных корпусов сиротского дома выступала вперед, в сторону нынешней улицы Куйбышева

После революции на мощностях старого предприятия появился «Средневолжский станкостроительный завод». Он занимал целый квартал в границах Красноармейской, Льва Толстого, Куйбышева, вплоть до самой Волги.

— То есть вот даже там церковь, например, в противоположном углу квартала есть, старообрядческая, это был клуб станкозавода, разумеется у него колокольни не было. Там, где сейчас дума, — там был детский сад станкозавода, на месте «Волго Плазы» — кузнечный цех. То есть всё это был гигантский завод, — говорит Павел.

В 90-х завод переехал в Запанской, а корпуса на Куйбышева были реконструированы и приспособлены под офисы, а частично пришли в упадок и были снесены.

Новая жизнь старой промзоны

— Наша компания уже больше 15 лет занимается коммерческой недвижимостью, работали как с крупными компаниями — X5 Retail Group, «Сбербанком», так и с локальными предпринимателями, среди которых много представителей креативных индустрий, и давно понимали: назрела необходимость в пространствах, способных удовлетворить творческие потребности этого класса. В других городах — таких площадей сотни тысяч квадратных метров, а в Самаре к 2019 году существовал один «Дом77», — вспоминает управляющий креативного кластера.

Первым нашим детищем в 2019-м стал проект «8 студий» на Молодогвардейской 86, на месте бывшей обувной фабрики. После у нас буквально стали чесаться руки и мы реализовали «Аритист» на Ленинградской 29. А в 2021-м в разгар пандемии мы приступили к станкозаводу.

— С этой локацией знакомы уже очень давно. Офис нашей компании консалтинговой REC располагался буквально в соседнем здании, как раз в одном из этих корпусов, и мы наблюдали как во всё большее запустение приходит территория вокруг.

Сейчас у арт-кластера 2 корпуса: А и В, будет и третий, в нем еще идет ремонт. Осенью открыли пространство на втором этаже корпуса В. Оно с двухуровневыми офисами.

Отделка в корпусах «Станкозавода» очень необычная, например в одном из зданий реализовали концепцию промышленного дизайна, подчеркивающего простоту и минимализм. Внутренние помещения отделали в монохромной цветовой гамме с использованием бетона. При этом в пространстве много света. Так оно выглядит менее суровым, а рабочая атмосфера — уютной. На «Станкозаводе» работают не только с фактурой, но и с цветом: например у каждой лестницы он здесь свой. Такая нативная навигация стала одной из фишек локации.

В корпусе А — желтый цвет стен: проход ведет к лестнице в том же оттенке

— В процессе отделки у нас не было цели отреставрировать пространство. Мы просто счищали культурные слои и искали фактуры, которые можно красиво вписать в концепцию. Вывезли отсюда сотни КАМАЗов мусора. Интересных артефактов не нашли, возможно, из-за того, что со временем каждый новый владелец пытался уничтожить следы предыдущего, но что-то удивительное под слоем штукатурки все-таки обнаружили. Например, на первом этаже, в одном из корпусов, где сейчас базируются рестораны, видимо, была столовая, там нам предстал аутентичный советский пол из колотой мраморной плитки. А в одном из ресторанов можно найти части стен старой домовой церкви. После снятия «Армстронга» с потолков мы нашли остатки лепнины. Еще мы перегнали по балкам под потолком и сохранили заводские кран-балки, которые перемещали грузы по цеху. Их покрасили в желтый свет, и планируем установить на них подсветку, — рассказывает Павел.

На потолке строители нашли остатки лепнины
Их приспособили под современное использование
Заводские кран-балки перекрасили в акцентный желтый и перекатили в арку между корпусами по рельсам под потолком
Следы на стене от переустройства сводчатых окон — отпечаток истории, который решили сохранить, а металлические балки — укрепления стены, что поставили при реставрации
Углубления остались от церкви
Сейчас в углубления повесили картины

Какой завод без цеха?

Сейчас «Станкозавод» — это 5,5 тысяч квадратных метров ярких пространств, где трудятся ремесленники, бармены, открываются шоурумы, студии и небольшие офисы. После запуска корпуса С кластер расширится до 7 тысяч квадратных метров.

— Площади на территории «Станкозавода» мы сдаем в аренду, но за спросом не успеваем. У нас много заявок, а количество помещений ограничено, кроме этого, мы понимаем, что такие помещения подходят не для всякого бизнеса. Мы не фудкорт и не торговый центр, мы креативный кластер. Мы кропотливо формируем состав наших резидентов. Особенность креативного кластера — это комьюнити, его сообщество, и наша задача — подобрать резидентов так, чтобы им было не просто комфортно рядом друг с другом, но и чтобы они могли взаимодействовать между собой и развиваться. Минимальная площадь на «Станкозаводе» — 2 квадратных метра, студий — от 10. Обычно такие маленькие локации занимают дизайнеры и архитекторы. Самое большое помещение — 240 квадратных метров. Средняя ставка аренды — тысяча рублей квадрат, но понятно, что чем меньше площадь, тем выше стоимость, — комментирует ситуацию Павел.

Кроме нового корпуса появится у «Станкозавода» и полноценный Цех. Это новое пространство, где будут размещаться шоурумы, общественная зона и амфитеатр. Площадка должна стать ядром и визитной карточкой кластера, ведь пока ей является яркая улочка с фонариками, красной лестницей и барами.

— Сколько мы потратили на этот проект — пока посчитать практически невозможно, ведь работы не прекращаются и по сей день, меняется лишь их темп, и сейчас он только возрастает. Мы старались сделать наше пространство максимально настоящим. Кажется, это именно то, чего сейчас не хватает людям. Мы так привыкли к этому пластику, потолкам «Армстронг» и сайдингу, что увидеть голый, настоящий бетон, сталь — редкость. Зачастую настоящая простая фактура обходится еще и дешевле — здесь и крутой эффект, и мы экономим, а где-то решаемся заморочиться и дополнительно потратиться — делаем круглые окна в некоторых корпусах, создаем непростые лестницы. Часть артефактов мы находим на других заброшенных предприятиях, — говорит Павел Новиков.

Чертеж советского стула нашли во время закупок мебели. Его поставили в рамочку и выставили в общую зону в качестве артефакта
Советский распределительный шкаф покрасили в синий цвет, как и всю электрику
Эффект голого фундамента на стенах создали с помощью полиэтилена, который клеили к поверхности
Пол оставили оригинальным. Это отполированный бетон со щебенкой
А вот круглые окна оказались дорогим удовольствием
На потолке — обычный профлист, покрашенный в серый
Обрабатывать подоконники и вовсе не стали

Креатив в пространство привносят и сами арендаторы. Например, владелицы небольшого магазинчика косметики ручной работы VARKA во время заезда попросили подвести коммуникации в центр помещения, чтобы установить рабочую раковину.

— Экспонат у нас пользуется спросом. Здесь девушки могут сразу попробовать на себе скрабы или смыть крем, если он оказался слишком жирным, — улыбается одна из сотрудниц.

«Станкозавод» стал четвертым творческим пространством в Самаре после «Дома77», «8 студий» и «Артиста». Историю преображения «Дома77» читайте в нашем материале.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления