Кажется, что цены на квартиры в Самаре поднимаются всё ближе к звездам, а ипотека становится всё более призрачной. Есть ли вообще сегодня смысл ввязываться в кредит и копить на первый взнос? Что сейчас выгоднее — покупать жилье в ипотеку или снимать? Об этом мы поговорили с Дарией Сауровой, гендиректором собственного агентства недвижимости.
«Основные ограничения ввели для инвесторов»
— Дария, какие прогнозы дают риелторы после завершения программы льготной ипотеки и изменения условий для IT?
— По поводу айтишников мы ждем продолжения программы. А по льготной ипотеке — радует, что она есть хоть в каком-то виде. Основные ограничения коснулись только инвесторов. Не секрет, что многие из них пользовались льготными программами для покупки жилья. Собственно, это привлекло интерес к новостройкам и спровоцировало рост цен. Хорошо, что сейчас программа осталась именно для целевой аудитории.
— В каком виде в Самарской области сейчас осталась льготная ипотека? Мы ведь с вами имеем в виду семейную программу?
— Она доступна под 6%, но и там есть вариации. Самое главное — это один ребенок не старше 7 лет, это условия по Самаре. Максимальная сумма ипотеки по региону — 6 миллионов.
— На какую примерно квартиру в этом лимите может рассчитывать семья, если мы не берем в расчет отдаленные районы? Однушка в новостройке географического центра?
— Не обязательно однокомнатные, здесь опять же величина первоначального взноса имеет то же значение.
— Если подготовлен первоначальный взнос хороший?
— Двухкомнатную квартиру в готовой новостройке дешевле 8 миллионов в Самаре не возьмешь. Вот и получается, 6 миллионов (лимит) плюс 2 миллиона (первоначальный взнос). Но можно рассмотреть и Волгарь — это тоже не удаленный район города, а ценовая категория значительно ниже, плюс школы, детские садики.
— Кому будут выгодны ипотечные программы после таких изменений?
— Сложно сейчас судить, короткий промежуток времени прошел, я думаю, что основная целевая аудитория, которая могла воспользоваться программой IT-ипотеки, свои нужды уже удовлетворила в большей степени. А семейная ипотека будет востребована, это однозначно.
— К чему могут привести такие корректировки ипотечного рынка? Вы говорили, что должно снизится число инвестиционных сделок.
— Они уже снизились, поскольку было ограничение — по одному льготному кредиту на человека. Плюс у нас ставка рефинансирования выросла, поэтому какая-то категория граждан отказалась от своих планов, но уже сейчас появились люди, которые смирились с новыми ставками и готовы брать ипотеку.
«Те, кто сидят в раздумьях, определяют деньги на вклады»
— Что сейчас делать простым потребителям, которые мечутся — сидеть со своим имуществом или же пытаться его продать? Или пока просто стоит мониторить рынок?
— Здесь — исходя из семейной ситуации, если есть необходимость решить жилищный вопрос. Те, кто сидит в раздумье, в основном определяют деньги на вклады. Это тоже ни для кого не секрет. Пока процентные ставки по вкладам высокие, люди будут нести туда деньги.
— То есть вклад сейчас несколько выгоднее покупки жилья, если жилищные условия позволяют?
— Я бы так не сказала, потому что никогда не было такого, чтобы цены на жилье упали и потом не выросли.
«Аренда сейчас значительно дешевле»
— Что сейчас выгоднее — покупка своего жилья в ипотеку или съём квартиры?
— Конечно, здесь тяжело судить, поскольку у каждого потенциального заемщика различный первоначальный взнос. Но, естественно, аренда сейчас значительно дешевле. Средний ипотечный платеж — около 50 тысяч в этом году на однокомнатную квартиру. А съём — 22–25 тысяч.
— Каким категориям людей сейчас наиболее выгодна ипотека?
— Только тем, кто попадает в льготные программы. Вот это выгодно, но и IT тоже.
— То есть IT-ипотека всё еще выгодна?
— Исключительно льготные программы — это выгодно, да. Всё остальное — в случае жизненной необходимости решить вопрос с жильем. Просто так, от нечего делать сейчас никто не пойдет брать ипотеку.
«Стоимость квартиры снижается за счет торга»
— Как сказываются ипотечные программы на ценах на вторичном рынке?
— Что они прямо начали падать — так никто не скажет. Потому что промежуток времени прошел незначительный. Соответственно, здесь просто за счет торга происходит уменьшение стоимости квартиры при продаже. Продавец выставляет одну цену, а отдает на самом деле по другой. Торг в реальном времени идет, то есть у нас сейчас открытого падения цен нет. На первичном рынке я не вижу никаких перспектив для изменений — как были планы на повышение, так они и остаются.
— Сколько к осени в среднем может стоить однушка на вторичном рынке?
— Мы всегда берем сегмент однокомнатных «хрущевка на Гагарина». Это просто эталон для всего города. Соответственно, если они стоили год назад 4 миллиона, то сейчас на них цены порядка 3,7 миллиона. Я не думаю, что ставка Центробанка снизится до осени, поэтому предполагаю, что выше 3,5 миллиона они стоить не будут.
— А на первичном рынке?
— Плановое повышение однозначно будет — в зависимости от готовности дома.
— Но если мы возьмем не какой-то конкретный объект, а абстрактный почти готовый ЖК в районе Парка Гагарина? Если бы вот там где-нибудь воткнули высотку, сколько бы в ней стоила однушка?
— Насколько я могу судить, не менее 120 тысяч рублей за квадратный метр с черновой отделкой. Ближе к Октябрьскому району — там под 130 тысяч, если готовый дом. Цены практически одинаковые за квадрат, что на первичном, что на вторичном рынке. Просто в новостройках большая площадь, за счет этого и итоговая сумма выше.
Как у вас с жильем?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.