Самарцы проголосовали на публичных слушаниях за строительство ТЦ «Гудок» на бывшей территории Всесвятского кладбища. Представители строительной компании утверждают, что кладбище было закрыто еще в 30-е годы и его сносом занимались советские власти. Жители города считают такое строительство недопустимым.
В среду, 18 июня, в Центре творчества учащихся МТЛ прошли публичные слушания по проекту планировки территории в границах улиц Агибалова, Красноармейской, Урицкого, Мечникова и полосы отвода железной дороги в Железнодорожном районе. На этом участке, где ранее располагался завод «Волгокабель», застройщик – ООО «Бизнес-Строй» – планирует возвести новый торгово-развлекательный центр «Гудок». По мнению представителей компании, новый ТРЦ должен стать одним из крупнейших в России. Предполагаемая площадь строящегося объекта будет составлять порядка 250 тысяч квадратных метров. Посещаемость – до 1,8 миллиона человек в месяц. Открытие торгового центра запланировано на четвертый квартал 2014 года.
Как отметил председатель правления Самарского союза архитекторов Юрий Карякин, проект призван преобразить территорию в районе железнодорожного вокзала. «Это улучшение зоны железнодорожного обслуживания, транспортной ситуации в районе, стоянок и связи с противоположной стороной – поселком Шмидта за железной дорогой. Рационально будет использована и территория с ветхим жильем на улице Красноармейской», – рассказал на слушаниях Юрий Карякин.
Вопрос о территории бывшего завода «Волгокабель» не раз обсуждался в прессе. Согласно историческим данным, в этом районе было сосредоточено сразу пять городских кладбищ, большая часть которых сейчас занята парком имени Щорса. Среди них и объект культурного наследия – Всесвятское кладбище, на котором, согласно историческим источникам, покоилось много известных личностей. Начиная с 30-х годов XX века, кладбища стали закрываться и частично застраиваться. Часть одного из них была занята заводом «Волгокабель», отданного сегодня под застройку. В 2013 году после бурного обсуждения общественностью территорию обследовали археологи. Найденные останки, по официальным данным, перезахоронены на «Рубежном» кладбище.
Однако, по мнению экспертов, точно сказать, что все необходимые мероприятия по захоронению проведены, сложно. «Границы Всехсвятского кладбища как объекта культурного наследия до сих пор точно не определены. При таких обстоятельствах остается вероятность того, что часть захоронений просто разрушена. Кроме того, не у всех, я думаю, будет желание идти в торговый центр на месте кладбища», – заявил депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев.
Ранее на эту тему
Представители строительной компании сообщили, что не занимались изучением проблемы. «Этот вопрос был решен до нас. Кладбища были закрыты еще решением здравотдела в 1932 году и на их месте было построено то, что мы сейчас видим – завод, полоса отчуждения железной дороги, жилые дома. Говорить спустя 80 лет о том, что можно было предпринять, уже бессмысленно. Но тем не менее заказчик провел исследовательские работы, произвел захоронения останков в соответствии с законодательством. Конечно, печально, но это не единственный случай, когда после революции на месте кладбища возводились здания», – рассказал на слушаниях представлявший проект Юрий Карякин.
Вместе с тем на слушаниях прозвучало предложение установить стелу на месте захоронений в память о покоившихся здесь выдающих людях.
Сами же представители Железнодорожного района на слушаниях старались не давать комментарии и единогласно поддержали строительство ТЦ. При этом некоторые жители отметили, что, несмотря на развешанные по подъездам объявления, никто их их соседей на слушания не пришел. Свои вопросы застройщику задали только жильцы нескольких домов. Но их волновало не столько строительство на месте кладбища, сколько непосредственная близость их домов к территории стройки. «Больше всего страдает от этой стройки наш дом. Мы немало вынесли при варварском разрушении кабельного завода. Когда снимали перекрытия и рушили стены, наш дом ходил ходуном. Когда зимой в мерзлую землю вколачивали сваи, в доме как будто было землетрясение. И в результате наш старый дом – 1962 года постройки, начал давать осадку», – говорит председатель совета дома №129 на улице Красноармейской Наталья Орехова.
По словам застройщиков, проект предусматривает новый транспортный узел вокруг торгового центра – со стороны улицы Красноармейской вдоль железной дороги с выходом на улицу Мечникова и Пятигорскую или на проспект Карла Маркса. Кроме того, в ТЦ предусмотрен шестиэтажный паркинг на 5-6 тысяч машин. Однако это не успокаивает жителей Железнодорожного района. Они готовятся к тому, что вскоре им придется отгораживать свои дворы от потока машин и людей из ТЦ. «Больше всего мы боимся, что нас задушит транспорт. Компания обещает организовать парковку, но не факт, что все будут парковаться там. Кроме того, во многих ТЦ парковку сначала делают бесплатной, а потом начинают брать деньги, и в результате все паркуются во дворах», – жалуется Наталья Орехова.
Представители ООО «Бизнес-Строй» сообщили, что границы размещения торгово-развлекательного объекта и новый транспортный узел соответствуют всем необходимым федеральным нормам и регламентам.
Всесвя́тское (Всехсвя́тское) православное кладбище – одно из ликвидированных самарских кладбищ, функционировало до 1926 года. Здесь было похоронено немало известных людей, в том числе самарский купец, меценат и художник Константин Головкин, революционер Владимир Мяги, мать писателя Алексея Толстого Александра Леонтьевна Толстая (ур. Тургенева), мать знаменитого певца-баса Федора Шаляпина Евдокия Шаляпина (ур. Прозорова). В 1919 году здесь был похоронен начдив Красной Армии Николай Щорс, который в 1949 году был перезахоронен на главной аллее Куйбышевского городского кладбища. На территории некрополя находилась Всесвятская церковь, а в настоящее время расположены парк им. Щорса, Хлебозавод № 2, жилой массив и территория ОАО «Волгокабель».