Мал мала меньше. Утро в отделениях реанимации и патологии новорожденных и недоношенных детей Самарской областной клинической больницы имени Середавина начинается с пятиминутки и обхода крошечных пациентов. Здесь борются за каждый грамм, поэтому тщательно взвешивают и осматривают каждого малыша. К международному дню недоношенного ребенка мы собрали самые трогательные истории спасения детей, слишком спешивших появиться на свет.
Мальчик, который очень торопился родиться
Андрею Сарычеву из Чапаевска три года и три месяца. Он родился в 2015 году, почти на три месяца раньше срока. Глядя на него сейчас трудно поверить, что при рождении он весил всего 980 граммов, а ростом был 37 сантиметров.
— У меня начали воды подтекать. Мы живем в Чапаевске, местный роддом был закрыт на помывку, дежурный врач после осмотра направил в Самару. Скорая отвезла меня в больницу имени Середавина. Еще неделю я и врачи ждали самопроизвольных родов. Несколько раз в день у меня брали анализы, почти постоянно был подключен аппарат кардиотокографии. Через неделю все-таки решили делать кесарево. Успели поставить все уколы, чтобы легкие у сына были готовы к появлению на свет. Когда его достали, он заплакал. Для меня было большой радостью, что он дышит. Остальное помню уже как в тумане, — вспоминает мама Андрея Алина Сарычева.
В тот же день, как только Алина смогла встать, она пришла в реанимацию к сыну.
— Когда увидела его, просто ком в горле встал. Такой крохотулька, весь в трубочках лежит, к нему подключена куча аппаратов и систем. Это было страшно. Когда мне сказали, что можно задать вопросы врачу, я не смогла ничего спросить, так как была просто в состоянии шока. Еще меня предупредили, что плакать там нельзя, так как ребенок все чувствует. Ну и тут начался наш путь в выписке домой, — говорит Алина.
Андрей появился на свет 30 июля. По прогнозам врачей, мама с сыном должны были находиться в больничных стенах до зимы. Алина признается, что готова была провести там сколько угодно времени, лишь бы все получилось. Каждые три часа она носила сыну в реанимацию сцеженное молоко. Так было три недели подряд. Но очередной раз придя в реанимацию, она узнала, что ее малыша там нет.
— Мне сказали, что его перевели в палату интенсивной терапии. Это было просто счастье! Еще две недели он пробыл там, а потом, когда сынок стал весить 1470 граммов, нам разрешили совместное пребывание. Буквально на второй день, как нас положили вместе, он начал задыхаться, посинел прям при мне. Это очень страшно. Спасибо всем врачам и медсестрам, что быстро среагировали и подали кислород, — благодарит медиков Сарычева.
Вопреки прогнозам о зимней выписке, Алина с маленьким Андреем оказались дома уже спустя два с половиной месяца после рождения. Мальчик к тому времени поправился до 2 килограммов 200 граммов. По мере роста снимались и диагнозы в офтальмологии, кардиологии, неврологии. Девушка признается, что первый год жизни сына был для нее самым тяжелым. Она видела успехи в развитии ровесников Андрея. И эти сравнения ее очень угнетали.
— Голову сынок начал держать только в пять с половиной месяцев, переворачиваться — в семь, а сам сел и пополз почти в двенадцать. Но после года произошел такой скачок роста. В год он начал ходить, держась за мои руки, а в год и два месяца пошел сам. Вот тут я воспряла духом. Он догнал всех, начал развиваться по срокам, как обычный ребенок. В два с небольшим Андрей у нас заговорил хорошо. Сейчас он рассуждает, стихи рассказывает, мы с ним беседуем на разные темы, — рассказывает Алина Сарычева.
615 граммов чуда
Ксюша Булаева родилась в январе 2018 года. Девочка была настоящей дюймовочкой: 615 граммов веса и 30 сантиметров роста.
— У меня была 26-я неделя беременности. Я лежала на сохранении в самарской городской клинической больнице № 1 имени Н.И. Пирогова. У меня было очень высокое давление. Все время была под капельницей, 24 часа в сутки она стояла. Собравшийся консилиум врачей сообщил, что нужно делать родоразрешение без сохранения плода. Предрекали серьезную инвалидность ребенка. Я написала отказную, мне отдали выписку. Мы всей семьей решили несмотря ни на что сохранить этого ребенка. На следующий день я приехала в больницу имени Середавина, так как только там сохраняют недоношенных детей с маленьким весом, — вспоминает мама Ксении Екатерина Булаева. — Взяли анализы, они оказались плохими. Давление по-прежнему было высоким.
У Екатерины начали отказывать две почки сразу. Все произошло очень быстро: кесарево, реанимация. Утром следующего дня, отойдя от наркоза, она узнала, что ее малышка жива и ее можно навестить.
— Было очень страшно, так как таких маленьких детей я никогда не видела. Она была в реанимации. Через три недели после кесарева мне разрешили засунуть руку в кувез к дочке, подержать мою малышку за руку. Сама она не дышала. Вся была в проводах и трубочках. На руки Ксюшу я смогла взять в марте только. Сейчас у нас все хорошо, растем потихоньку, проходим реабилитацию, ездим на массаж. Дочке уже девять с половиной месяцев, она весит 4 килограмма 900 граммов, рост 67 сантиметров. Врачи говорят, что девочка развивается как положено, исходя из своего веса при рождении. Песенки поет, пытается перевернуться, начали присаживать, — говорит Екатерина Булаева.
Под давлением
Гавхар Масаутова — многодетная мать из Жигулевска. Как и у Екатерины Булаевой ее беременность была непростой: тоже высокое давление. В феврале 2016 года в Самарском кардиоцентре на 27-й неделе беременности Гавхар сделали экстренное кесарево. Так на свет появилась Алия. Малышка весила 680 граммов и ростом была 31 сантиметр. Крошку перевели в больницу имени Середавина. Там она пробыла до конца мая. При выписке весила уже 2 килограмма 500 граммов.
— Алия третий ребенок в нашей семье и второй недоношенный. Я уже знала, как с ними возиться, как ухаживать, что нужно делать. Старший ребенок у нас тоже родился с таким весом, и вот опять у нас появилась дюймовочка. Но если у старшего последствия оказались серьезней, то у Алии все диагнозы должны снять после трех лет. Сильного отставания в развитии нет. Она разговаривает, рассказывает стихи, самостоятельная девочка. Единственное, из-за диагноза по легким, врачи говорят стараться не болеть, — рассказывает Гавхар Масаутова.
На счету каждый грамм
Самая маленькая пациентка отделений реанимации и патологии новорожденных и недоношенных детей Самарской областной клинической больницы имени Середавина появилась на свет в мае 2014 года. За жизнь девочки весом 490 граммов и ростом 33 сантиметра медики боролись днем и ночью. А вот родители отказались от малышки.
— Все врачи и медсестры очень переживали за нее. Заместитель главного врача по педиатрии Наталья Ивановна Куликова навещала ее каждый день. Девочку выписали с весом 2 килограмма 500 граммов. При выписке главный врач Дмитрий Николаевич Купцов подарил ей фигурку ангела. Через полтора года девочку удочерили, — вспоминает заведующий отделением патологии новорожденных и недоношенных детей Виталий Шустров.
За месяц через отделение, которое он возглавляет, проходит 105–110 детей, родившихся в разные сроки беременности, около 25% маленьких пациентов — недоношенные.
— После открытия в больнице Перинатального центра дети с экстремально низким весом выхаживаются там. У нас чаще малыши, которые появились на 34–36 неделях беременности, — поясняет Шустров. — Стратегиями развивающего ухода мы помогаем недоношенному ребенку вырасти, подбираем комфортные именно для него параметры окружающей среды. Такие дети выхаживаются в кувезах с оптимальной влажностью и температурой. Так же мы укладываем их в специальное гнездо, имитирующее утробу матери.
Каждый день медсестры взвешивают мальчиков-спальчиков и дюймовочек. Врачи подбирают и рассчитывают для них оптимальный объем питания. Здесь точно знают, что счастье измеряется в граммах и каждая новая прибавка в весе — победа.
Главные новости Самары в формате фото и видео в нашем Instagram.