Компания J'son&Partners Consulting опубликовала новое исследование, посвященное российскому и мировому рынкам мобильного контента. Согласно исследованию, они постепенно переходят на новую модель покупки мобильной информации, исключающую сервис-провайдеров, за счет которых происходит ее удорожание. Этот фактор вместе с возрастающей конкуренцией в этом сегменте могут стать дополнительным стимулом к снижению стоимости контента на 50% к 2012 году.
Мировой и российский рынки мобильного контента вступают в новую стадию развития, уверены аналитики J'son&Partners Consulting. «Пока еще большая часть контента продается по старой модели, но тренд очевиден: пользователей привлекает качество контента и большое количество независимых поставщиков. Кроме того, короткие цепочки формирования стоимости и более прозрачные бизнес-модели («разработчик – магазин контента – пользователь» и «правообладатель – мультиплатформенный портал оператора» вместо прежней модели «разработчик – правообладатель – агрегатор/сервис-провайдер – оператор») сокращают стоимость продукта и позволяют пользователю четко понимать, кому он перечисляет деньги», – отмечается в исследовании компании. Так же, убеждены аналитики, немаловажную роль играет активность независимых разработчиков, которые увидели для себя возможность заработать на ранее практически закрытом рынке.
Отметим, что к мобильному контенту аналитики J'son&Partnes Consulting относят медийные продукты, потребляемые пользователем через мобильные устройства: загружаемое и streaming-видео, мобильное ТВ, игры, приложения, музыку, информационные подписки, а также RBT. Исключением стали базовые VAS-услуги и IVR.
Согласно исследованию J'son&Partners Consulting, Россия на уровне других стран показала самые высокие темпы роста. Российский рынок мобильного контента вырос более чем на четверть — на 26%. Рост более чем на 20% показала вместе с Россией только Индия. К примеру, рынок мобильного контента Германии вырос на 19%, США – на 14%, Японии – на 11%, Китая – всего на 9%. При этом, мировой рынок мобильного контента вырос на 13%.
Одним из основных факторов роста российского рынка мобильного контента стала популярность приложений, покупаемых через специализированные магазины – Apple AppStore и Android Market – минуя операторов. «В 2009 году доля таких приложений, приобретаемых пользователем напрямую в магазинах контента AppStore и Android Market, не превышала 6%. В 2010 году этот сегмент продемонстрировал двукратный рост и составил уже 12%», – отмечают в J'son&Partners Consulting.
Среди традиционного контента главным и сейчас остается RBT (мелодия вместо гудков). Доля этого сегмента вместе с сегментом mp3 и рингтонов составляет 41%. «Вторым по объему сегментом стали java-игры – 20%. И замыкает тройку лидеров сегмент контента магазинов приложений – 12%. Также значительный рост в 2010 году продемонстрировал сегмент мобильного телевидения – 6%», – говорится в отчете компании.
Вывод, который делают аналитики J'son&Partners Consulting, заключается в том, что, сервис-провайдеры будут терять свою долю рынка в пользу мультиплатформенных решений операторов. «Рынок сегодня состоит из трех сегментов: контент, который продается по прежней «сервис-провайдерской» модели, контент, который приобретается через операторские мультиплатформенные решения, и контент, приобретаемый в магазинах приложений. По прогнозам J’son&Partners Consulting, одним из главных драйверов роста рынка мобильного контента останется развитие магазинов приложений мобильных эко-систем. Кроме того, операторы будут стараться активно продвигать свои мультиплатформенные сервисы, – объясняют аналитики. – Описанные тенденции приведут к тому, что в 2012 году доля контента, продаваемого по новой модели через мультиплатформенные решения операторов, достигнет 26%».
Изменится к 2012 году и структура потребляемого контента. Контент магазинов приложений вырастет до 29% за счет роста платформ Android и Apple, cегмент видео вырастет до 8%, а сегмент мобильного телевидения и VoD – до 12%, а доля традиционных продуктов снизится – RBT займет 23%, а java-игры – 11%.
Подтверждают факт возможного снижения стоимости контента и сотовые операторы. «Увеличение прозрачности в любой бизнес-модели приводит к снижению издержек. Поэтому я полагаю, что действительно развитие конкуренции в сфере мобильного контента и появление новой модели продаж может привести к снижению стоимости контента. В зависимости от услуги снижение стоимости может составить от 10% до 50%», – рассуждает генеральный директор ОАО «СМАРТС» Андрей Гирев.
Подобного мнения придерживается и директор компании «БизнесФорвард Коммуникации» Никита Синяев. «Снижение стоимости контента будет происходить в течение полутора лет. За этот период стоимость контента снизится примерно на 50% за счет активного спроса со стороны пользователей. Сейчас рынок мобильного контента активного развивается. За счет появления новых пользователей, потребляющих мобильный контент, и будет происходить общее снижение стоимости», – замечает Синяев.
Аналитик НАА «Инвесткафе» Георгий Воронков так же убежден, что чем меньше в любой цепочке продаж посредников, тем ниже стоимость продукта для потребителя. «Это закон экономики», – добавляет Воронков.