Замоскворецкий суд Москвы вынес решение по иску Союза потребителей России к компании «МегаФон» по поводу произошедшей в июле утечки сообщений абонентов в пользу сотового оператора. Общественному объединению не удалось убедить суд в том, что компания виновна в нарушении прав своих абонентов на неприкосновенность частной жизни и тайну переписки.
Напомним, в июле интернет-пользователи ненадолго получили возможность прочитать тексты более чем восьми тысяч SMS, отправленных через официальный сайт «МегаФона». Сообщения, посылаемые с этого ресурса, стали появляться в результатах поиска «Яндекса», попав таким образом в открытый доступ. СМИ тогда отмечали, что инцидент грозил оператору не только финансовыми и репутационными потерями, но и, возможно, уголовным преследованием.
Чтобы прочитать SMS-сообщения, достаточно было «вбить» в строку поиска «Яндекса» определенный запрос. В ответ поисковик выдавал список сообщений вместе с номерами их получателей. Добавив в начале запроса какое-либо слово, можно было прочитать сообщения, содержащие его в своем тексте. Нужно отметить, что в некоторых SMS содержалась конфиденциальная информация, такая, как логины и пароли от различных онлайн-сервисов.
Новость о произошедшей утечке довольно быстро распространилась по Интернету. Сообщения стали доступны для прочтения утром, а уже через несколько часов тему активно обсуждали в блогах и социальных сетях. На решение проблемы «Яндекс» потратил несколько часов и только к 16:00 заблокировал запрос, по которому можно найти сообщения, и убрал кэш.
Как сообщал ранее «Интерфаксу» председатель Союза потребителей России Петр Шелиц, главной целью подачи искового заявления была попытка создать прецедент. «Наша цель – облегчить действия пострадавших, которым не понадобится доказывать свою правоту в судах по своему месту жительства», – заявлял он.
Как сообщают в компании, решение суда полностью устраивает оператора. «Мы полностью удовлетворены решением суда, – говорит директор «МегаФона» по правовым вопросам Анна Горяинова. – Во-первых, было непонятно, в чем заключались требования Союза потребителей. В частности, иск был подан в защиту неопределенного круга лиц, хотя инцидент затронул ограниченное и точно определенное количество сообщений, отправляемых через Интернет. Во-вторых, мы с первого же дня сами приняли меры по защите интересов пострадавших абонентов».