Вскоре в России будут введены меры, пресекающие ввоз и распространение нелицензионных мобильных телефонов. Об этом заявило Минкомсвязи, подчеркнув, однако, что не собирается при этом принуждать абонентов «привязывать» сим-карту к определенному телефону без возможности впоследствии поменять номер или аппарат. Повлияют ли эти меры на «серый» мобильный рынок Самары и почему сами абоненты выбирают нелицензионные копии?
Информация о том, что по правительственной инициативе в скором будущем произойдет «спайка» мобильного телефона и sim-карты, взбудоражила умы многих абонентов. Однако представители Министерства поспешили заверить, что в планы ведомства не входит «привязать» sim-карту к мобильному телефону.
Ранее Министерство выступило с предложением по изменению нормативов пользования украденными и «серыми» мобильными телефонами. Сегодня государство никак не регулирует потоки нелегальных зарубежных телефонов, текущие в страну и продающиеся здесь по сходной цене, и не пресекает перепродажу украденных мобильных телефонов, на которых предусмотрительные воры перебивают идентификационные номера. Идея Министерства заключалась в том, что власти должны бороться с распространением нелегальных мобильных устройств на территории России, однако, как отмечают представители Минкомсвязи, была неверно истолкована. Эксперты мобильного рынка и сами абоненты извлекли из правительственного сообщения мысль, что механизм пресечения деятельности мобильных нелегалов на территории страны будет заключаться в соединении мобильного телефона и sim-карты, так, чтобы при утере или краже абонент смог заблокировать sim-карту, и никто другой уже не мог воспользоваться устройством. Такая трактовка сначала вызвала недоумение абонентов, а впоследствии – и самого Минкомсвязи.
В пояснительной записке Минкомсвязи информирует абонентов мобильных сетей, что изначально речь не шла о соединении технического и абонентского номеров телефона. Суть нововведения заключается в том, что каждый абонент сможет добровольно сообщить требуемую информацию о своем мобильном своему оператору сотовой связи, после чего эти данные будут сведены в единую абонентскую базу идентификационных номеров. Благодаря «членству» в базе абонент сможет обратиться к своему оператору в случае утери или кражи телефона, и его номер, а вместе с ним и телефон, будут заблокированы. Таким образом, закрепить за собой свою sim-карту и телефон можно официально, но добровольно. Кстати, до официального разъяснения Министерства у абонентов было еще два опасения: что «привязать» к себе, а значит обезопасить, каждый может только один телефон, и что услуга сохранения идентификационного и абонентского номеров в общей базе данных будут платными. Ни одно из этих народных подозрений Министерство не комментирует.
«Я использую свой китайфон уже второй год, – говорит обладатель китайской копии IPhone житель Самары Илья Горенко. – Заказал его на интернет-сайте, заплатил чуть более трех тысяч. Чисто функционально он меня полностью устраивает: без сбоев звонит, пишет, показывает видео, даже некоторые приложения без сбоя работают. Да и внешне от оригинала его могут отличить только сами обладатели IPhone. Я изначально не предъявлял к этому телефону серьезных требований, понятно, что он раз в 10 проще оригинала и раз в 50 ненадежнее. Но своих денег стоит, и это главное».
Многие, покупая «серый» телефон, мотивируют свой выбор тем, что не хотят переплачивать за марку. Но при этом хотят со стороны выглядеть статусно, хотя бы на том расстоянии, с которого не видно, что чуть ли не единственные рабочие функции их «смартфона» – звонить и отправлять сообщения.
Самарские ритейлеры сходятся во мнении: низкая стоимость «серого» мобильника не окупает тех рисков, которым подвергаются абоненты после покупки. Так, региональный директор Средневолжского региона компании DNS Денис Шахматов подчеркивает, что самая большая опасность, которой подвергаются покупатели мобильного нелиценза – отсутствие гарантийных обязательств со стороны продавца и вообще угроза невосстановления телефона в случае его поломки.
«Производители мобильных телефонов предоставляют свои гарантийные услуги на территории всей страны: покупатель может обратиться в любой филиал сети авторизованных сервисных центров и получить качественное обслуживание и быстрое устранение неполадок. Также покупатели «белой» электроники могут обратиться непосредственно к продавцу, и магазин, в котором была совершена покупка, перенаправит их в ближайший сервис. Естественно, покупатель мобильного на Птичьем рынке таких возможностей лишен. Если в случае поломки он придет в брендовый сервисный центр, там его телефон не обслужат из-за отсутствия лицензионной маркировки на устройстве. Выход один – идти к тем же «умельцам», которые продали ему аппарат, и пытаться отремонтировать телефон у них».
Кстати, некоторые «счастливые» обладатели мобильных подделок признаются, что ремонт устройства им обошелся в сумму, сопоставимую или даже большую, чем стоимость их аппарата. А учитывая степень качества подобных гаджетов, можно быть уверенным, что ремонта не избежать.